От стока до истока

– А вы знаете, что все сточные воды из системы канализации города без всякой очистки сбрасываются в Зею?
– Впервые слышу.
– Да? Так вот, сбрасываются, и вся вода в реке, ниже места сброса, заражена. Представляете? Рыбу ни ловить, ни есть нельзя… Вам правду всё равно никто не скажет.
– Откуда же вам всё это известно?
– Поезжайте на берег Зеи, куда выходит труба от очистных сооружений, и там всё сами увидите.
Это фрагмент телефонного разговора, который состоялся около полумесяца назад. Но сразу же после того, как попрощался с неведомым абонентом и положил трубку, поехал к тому месту, где из коллектора очистных сооружений в реку сбрасываются городские стоки. Добросовестно исходил весь пустынный берег, но никакого отличия бегущей в реке воды от той, что была у среза берега, не обнаружил. Не заметил разницы ни по цвету, ни по запаху. Честно признаюсь, на вкус пробовать не рискнул. Да и не пью я сырую воду.
Тем не менее звонок дал повод побывать там, где все городские фекальные стоки готовятся к тому, чтобы пуститься в свободное плавание вниз по реке. Хотя лет шесть назад я уже готовил материал о работе этого предприятия…
– Не шесть, а восемь лет назад вы писали о нашей станции, – поправили меня мои провожатые, которые взялись показать весь цикл превращения сточной воды в воду очищенную. Правда при этом признались, что система очистки воды давно устарела и морально, и физически. И говорить об очистке можно только на уровне требований 60-х годов прошлого столетия. Очевидно, что городу необходима современная станция очистки, но об этом даже не мечтают ни в администрации города, ни на самом предприятии, ибо речь идёт о таких огромных суммах, что называть их даже стесняются.
Помнится, в один из визитов бывшего губернатора Приамурья Олега Кожемяко, когда он осматривал объекты ЖКХ и оказался около котельной № 10, тогдашняя глава г. Зеи Раиса Чёрная обратила его внимание на стоящие неподалёку обветшавшие объекты очистных сооружений. Состоялся мимолётный разговор о необходимости строительства современной станции. Естественно, никто и не рассчитывал, что вопрос тут же решится. Обозначили проблему – и того довольно.
Конечно же, никакого дальнейшего развития эта беседа не получила, да и не могла получить, поскольку даже в бюджете региона не найти нужных средств, не говоря уже о бюджете города. Здесь без федеральной целевой программы не обойтись, но появится ли она – на воде вилами писано. Похоже, что эти задачи не в списке приоритетных. Достаточно вспомнить, что вплоть до первого саммита во Владивостоке, который состоялся в 2012 году, город много лет подряд сбрасывал неочищенные стоки в бухту Золотой Рог, и никого это обстоятельство особо не волновало.
Итак, с чего начинается путь городских сточных вод. Прежде всего, рассказали специалисты, всё, что перекачивается из фекальной насосной станции (ФНС № 7 возле бывшей школы-интерната) и привозится специальными автомобилями частников (те, что откачивают септики), поступает в приёмную камеру. Здесь, в «песколовках», происходит отделение жидкой фракции от попавших в неё песка, камней и других твёрдых пород (фото 1).




Далее, по лотку, сточные воды попадают в насосную станцию, которая работает в автоматическом режиме, а задача оператора – следить за тем, чтобы не было сбоев в процессе (фото 2). Из насосной жидкость попадает в помещение, где установлены биофильтры (фото 3). Биологическая очистка – один из важных этапов обеззараживания воды, и в общей схеме ему придаётся особое значение. Здесь даже культивируют различных мошек и козявок, которые питаются слизью, осевшей на камнях.
Следующий объект очистки воды – хлораторная станция, где в автоматическом режиме в воду подаётся определённое количество хлорсодержащего реагента.
Затем вода попадает на объект вторичной очистки. Состоит он из восьми резервуаров, где вода отстаивается, а затем по коллектору отводится в реку. Образовавшийся отстой проходит вторичный цикл очистки.
Работа ведётся круглосуточно, без остановок. Прибывающая смена принимает объект и заступает на дежурство. Регулярно отбираются пробы воды, которая проверяется в химической лаборатории (фото 4).
Итак, вода, попадающая в реку, очищается (фото 5). Как было отмечено, уровень очистки – в пределах требований середины прошлого века, и хотелось бы лучше, но что есть, то есть, и ничего нового не предвидится.
Григорий Филатов.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...