Пост номер один
Среди охраняемых армейских объектов главный, первый пост – охрана знамени части. У нас он находился в штабе, у самого входа. Там был огорожен остеклённый закуток, где стоял часовой. И хотя само знамя было зачехлено и к тому же стояло в застеклённом шкафу, все военнослужащие, проходя мимо, должны были отдавать честь, а часовой – приветствовать их автоматом, висящим на груди, переводя его в вертикальное положение.
Здесь же находился и денежный шкаф. У нас это был металлический ящик, похожий на сундук, с плоской крышкой и висячим замком под гербовой печатью.
Если начальнику финансовой части требовалось открыть сейф, то он сначала отправлялся в караульное помещение, оттуда вместе с начальником караула шёл на пост, проверял состояние замка и печати, открывал, брал, что требовалось (или клал в него), закрывал, возвращался в караульное помещение и расписывался там в специальном журнале.
Таков был порядок, хотя все понимали, что может случиться с ящиком, который находится под неусыпной охраной часового? А он не вправе ни на минуту оставить пост.
Но в один прекрасный день начфин, в соответствии с определённой процедурой, вскрыл сейф, а он оказался пуст. Исчезло 75 тысяч рублей. Это сейчас такая сумма – почти ничего, а тогда, в 1951 году, это были огромные деньги. Никто понять не мог, куда делись деньги? Ведь часовой на пост даже командира части не допустит без начальника караула. Когда пропали деньги, тоже было непонятно. После последнего вскрытия сейфа сменилось более десятка караулов.
Попытки выяснить причину пропажи ни к чему не привели, и шум стал затухать. Но вскоре обратили внимание, что один первогодок стал сорить деньгами – делать дорогие покупки. Хлопца забрали в особый отдел, и там он скоро сознался в краже денег. Заинтересовались, как он сумел вскрыть сейф?
– Ведите на пост, покажу.
Привели. За пару минут солдат умудрился открыть замок сейфа и закрыть его.
В ту пору уголовное законодательство было суровое. За два килограмма картошки можно было схлопотать лет пять-семь. Солдатика за кражу казённых денег приговорили к 15 годам лишения свободы. Но вскоре он вышел на свободу, так как после смерти Сталина попал под амнистию. Тогда ведь на свободу даже особо опасные рецидивисты выходили. Наверное, все видели фильм “Холодное лето пятьдесят третьего...”. А мы всё это пережили воочию. Когда везли амнистированных зэков на баржах с севера по Енисею, колёсные буксиры были вынуждены причаливать к берегу, чтобы пополнить запас дров. Вся эта братия тут же высыпала на берег, врывалась в деревню и беспощадно грабила население, а тех, кто сопротивлялся, – убивали.
Вот как-то незаметно перешёл с одной темы на другую. Но что поделаешь, воспоминания – они такие.
Анатолий Непомнящий.
п. Береговой.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...