Завод на берегу Уркана
Асфальтовое покрытие улиц и тротуаров нашего города, дорога Зея – Тыгда, улицы с твёрдым покрытием в некоторых населённых пунктах района – всё это результат работы асфальтово-бетонного завода, который расположился невдалеке от моста через Уркан. Завод верой и правдой отработал 40 с лишним лет, но время берёт своё. Каким бы солидным ни был запас прочности оборудования, изготовленного на советских заводах, приходит время, когда устаревшие морально и физически производственные мощности нужно менять. 10 сентября на площадке, рядом с отработавшим своё АБЗ, состоялся торжественный пуск нового завода по производству асфальтово-бетонной смеси. Событие прошло по-деловому, без особой помпы, но оно значимо для города и района.
На церемонию открытия были приглашены представитель ГКУ “Амурупрадор” Александр Чумаков, глава Зейского района Андрей Сухомесов, глава города Зеи Раиса Чёрная. Открытие было назначено на 16 часов, но приезд представителя областной организации задерживался, и “виновник торжества” Валерий Федулов провёл небольшую экскурсию по своему предприятию. Он рассказал “экскурсантам”, что работа на устаревшем оборудовании была более трудоёмкой. Особенно много проблем было с доставкой и разогревом битума, который является непременной составляющей асфальтовой смеси. По словам руководителя, сейчас существуют специальные автомобили по доставке битума и они уже использовались для обеспечения работы нового оборудования. Битум к нам доставлялся из Хабаровска и Читинской области, но это очень дорого.
– Вот приобрели ёмкости для битума с электроподогревом, – рассказывает он. – Сейчас прорабатываем вариант доставки этого ингредиента для производства асфальта железнодорожным транспортом в специальных вагонах с выгрузкой и последующим подогревом уже в Тыгде.
На фоне старого завода новый смотрится просто красавцем, но Валерий Алексеевич заверил, что оборудование ветерана будет отремонтировано и завод будет законсервирован. Новое оборудование – это замечательно, но у рачительного хозяина ничего не должно пропадать. Мало ли что может случиться, и тогда старый АБЗ сможет показать, что он ещё на что-то способен. Правда “старый конь глубоко не пашет” и производительность отработавшего многие годы предприятия в три с лишним раза ниже, чем у нового завода, но он пока что остаётся в строю.
Новое оборудование для приготовления асфальтово-бетонной смеси обслуживают пять человек. В операторской – оператор и его помощник. Оба специалиста перешли в новое помещение из прежнего и, по их словам, уже освоили все премудрости управления работой механизмов. Пульты, как и всё оборудование, изготовлены в КНР. Соответственно все надписи на пультах выполнены иероглифами, но под каждой кнопкой имеется пояснение на русском языке. Особенно позабавило лаконичное пояснение к одной из кнопок, где вместо текста изображён череп с костями. Что произойдёт, если нажать на эту кнопочку, спросить постеснялся, но на всякий случай подальше отошёл от пульта.
Производство смеси – непрерывный цикл, но на время церемонии работу оборудования ненадолго приостановили и собравшиеся, не напрягая голоса, смогли обменяться своим мнением.
Наступает тишина, а у меня вопрос главе города: «Раиса Леонидовна, город будет продолжать размещать заказы на асфальтирование улиц уже с учётом производительности нового оборудования?».
– Несомненно. В бюджете города в нынешнем году заложена приличная сумма на асфальтирование. Намереваемся и в следующем году затратить немало средств на эти же цели. Всем понятно, что город нужно одевать в асфальт и другого пути нет.

Сейчас же мы вынуждены даже в очереди стоять в ожидании, когда у предприятия дойдут до нас руки. Надеюсь, что увеличение производства асфальта позволит в кратчайшие сроки реализовать намеченное на этот год. Нужно успеть завершить асфальтирование переулка Грековского, улиц Строительной и Октябрьской.
Кстати сказать, улицы, которые заасфальтированы нынешним летом и на которые нужно успеть нанести твёрдое покрытие в оставшиеся дни, выбраны не произвольно, а на основании обращений жителей города. Скоро снова пойдём по предприятиям и организациям для того, чтобы изучить общественное мнение и выбрать самые проблемные улицы и переулки для работы в следующем году.
К опорной двутавровой балке на шпагате подвешивается бутылка шампанского, которую предстоит разбить в честь пуска завода, натягивается красная ленточка. Главы города и района, руководитель предприятия и гость из “Амурупрадора” фотографируются на фоне нового оборудования, а потом каждому предоставляется слово. Естественно, что Валерий Федулов связывает с пуском завода будущее своего предприятия. Ведь если бы руководитель не видел перспектив, то вряд ли стоило бы городить огород.
По его словам, новое оборудование не только повышает производительность, но и экономичнее прежнего. В конечном итоге выигрывает заказчик, которому придётся меньше платить за тот же объём работ, что выполнялись на устаревших мощностях.
Придёт время, когда устареет и то оборудование, которое сейчас считается передовым. Ему на смену придут более совершенные технологии, но главным капиталом предприятия остаётся всё же не оборудование, а люди. Многие из них работают здесь не один десяток лет, есть целые династии. Они специалисты своего дела, кому-то не раз предлагали работу на других предприятиях и в организациях, но они верны своему заводу на берегу Уркана. Рассказывая о людях, Валерий Федулов скромно умолчал, что среди тех, кто пришёл посмотреть на новый завод, был и его отец – старый дорожник, передавший любовь к профессии своему сыну.
Наверное, очень правильным было решение дать возможность перерезать красную ленточку не гостям, а старейшим работникам предприятия. А вот бутылку шампанского о металлическую балку разбил сам директор. Это – святое.
Приглашённый на торжество иеромонах Павел освятил оборудование, произнёс слова напутствия и передал руководителю икону Николая Чудотворца – покровителя всех путешествующих, а значит, и дорожников.
Григорий Филатов.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...