Идём по следам снежных баранов

Прошедшим летом ученые из Зейского и Хинганского заповедников изучали флору и фауну Токинско-Станового национального парка. Второй сезон в составе экспедиции был знакомый многим Николай Абоимов, в прошлом – оленевод-охотник, написавший несколько книг о жизни в тайге рядом с замечательным народом – эвенками.
Ольга Агни, член экспедиции, сняла фильм о Николае Иосифовиче “Дядя Коля».
И вот очередные записки об интересных событиях научной экспедиции.
Вертолёт Ми-8, загрузившись экспедиционным оборудованием и имуществом, а также взяв на борт членов экспедиции, берет курс на северо-восток – на территорию Токинско-Станового национального парка. После двух посадок – в Бомнаке и верховье реки Ток – мы благополучно добрались до пункта назначения – ключа Тала, впадающего в речку Туксани. Через небольшой перевал, буквально в километре от нас – исток реки Зеи. Место завораживающее. Оборудованный здесь кордон находится на высоте полторы тысячи метров над уровнем моря. А вокруг величественно стоят скалистые гряды и цирки, уходящие ввысь более чем на 2 000 метров.
Место выбрано удачно. Здесь, вверх по распадку ключа Тала, находится один из самых посещаемых снежными баранами солонцов. Тала с эвенкийского так и переводится – "солонец", а место называется Тала-Туксани. Прямо с кордона видны бараньи "разработки" – пробитые в базальтовых скалах ниши. На склонах отчётливо выделяются протоптанные за тысячелетия к этому месту тропы. Этот склон повёрнут к нам как естественный телевизор, который мы ежедневно можем смотреть, ведя наблюдения за посещаемостью солонца баранами.

Одна из задач сотрудников Токинско-Станового национального парка – изучение и сохранение именно этого подвида снежного барана. Состав экспедиции – пять человек. Начальник – Сергей Подольский, заместитель директора Зейского заповедника по научной работе, кандидат географических наук. Его зам – Вячеслав Кастрикин – биолог, заместитель директора Хинганского заповедника по науке. Павел Сафронов – оленевод, наблюдатель национального парка, 29 лет проживающий в этих местах с членами родовой общины "Тайга". Павел Вениаминович из рода Бута, потомок знаменитого Улукиткана, который был проводником геодезиста и писателя Григория Федосеева. Ольга Агни – профессиональный фото-, видеооператор, член Союза фотографов России, создавшая уже несколько фильмов об этих местах. Денис Калмыков – наблюдатель. Ну, и я, ваш покорный слуга, Николай Абоимов, тоже наблюдатель. Здесь 50 лет тому назад я начинал работать оленеводом. Отсюда, с Туксани, уходили мы каюрить на озеро Токо. Здесь я работал бригадиром оленеводческого стада и отсюда ушёл на заслуженный отдых. Вот в таком составе нам предстоит провести месяц в интересном, диком в своей первозданной и суровой красоте месте.




Таёжный лес находится ниже, а на месте нашей стоянки растут только кедровый стланик, кустарниковый ольховник, карликовая ива. С дровами здесь проблема, поэтому мы привезли их в небольшом количестве с собой и будем тратить экономно.
Меня поразило еще и то, что вторым пилотом вертолёта, который доставил нас сюда, была красивая молодая девушка Даша. За полувековое таёжное скитание я увидел это впервые и не утерпел, расспросил её о таком выборе профессии. Всё оказалось просто. Папа у неё вертолётчик, и она пошла по его стопам. Вот такой сильной оказалась любовь дочери и к отцу, и к его профессии.
Наши учёные почти сразу после выгрузки из вертолета расчехлили бинокли и начали наблюдение за солонцом. К нашему удовольствию, бараны не заставили себя ждать – они уже крутились на солонце и пополняли запас своего рациона солями, минералами и микроэлементами.
В один из дней Сергей Подольский при приближении к солонцу распугал стадо баранов. Но одна самка повела себя странно для этих диких особей – она не ушла. Сопровождавшие ее ягнёнок-сеголеток и прошлогодняя дочка, пометавшись в беспокойстве, доверились опыту матери и тоже остались. Мы назвали её Сказкой.
В другой раз Подольский, имея большие знания по психологии животных, подкрался к ним на 20 метров. Звери солонцевались, а потом вообще улеглись там же отдыхать. При приближении к ним баранье семейство поднялось и, оглядываясь, не спеша стало уходить по тропе на седловину хребта.
И еще один случай: Сергей Анатольевич начал устанавливать на солонце фотоловушку, и тут неожиданно появился молодой баран. До него было не более шести метров. Однако при виде человека самца сдуло будто ветром. Зато появился горностай и со свойственной этому зверьку быстротой, мелькая, крутился чуть ли не под ногами наблюдателя.
С Вячеславом Кастрикиным я побывал в одном из интересных мест недалеко от базы. В предыдущей экспедиции ему дали название – "пупок". А я назвал его – мевчан. С эвенкийского это слово переводится как "сердечко". Позже Паша Сафронов, пастух-оленевод, работающий в этих местах, поделился с нами ещё одним названием, которое этому месту дали эвенки, – "геморройчик". Многообразие обозначений говорит об уникальности и примечательности этого места. Седловина, на которой находится озеро, метров 50 в окружности. Посреди озера матушка-природа образовала конусообразный вулканчик. Со временем базальтовая лава потрескалась и получилась каменная пирамидка метров 15 высотой и шириной метров в 25. Именно с этого озерка берёт своё начало наша красавица-река Зея (Дея), убегающая к своему жениху – богатырю Амуру.
Ученые сделали десятидневный заход вниз по Туксани, чтобы провести исследования по двум хребтам: на юг – между Туксани и Окононом, а на север – между Туксани и Утуком. По имеющимся сведениям, на Утуке находится ещё один солонец, сопоставимый по посещаемости снежными баранами с Тала-Туксанинским.
Сергей Подольский с Олей Агни снова встретились на солонце со своей старой знакомой – самкой снежного барана Сказкой и сопровождающими её ягнятами. И на этот раз она удивила их. Так же, словно полностью доверяя людям, прошла в 25 метрах мимо их наблюдательного пункта и принялась солонцеваться. Дочка же, почувствовав опасность, ушла обратным следом и увела за собой ягнёнка. Через какое-то время малыш вернулся, подавая сигнал. Присоединившись к мамке, вел себя крайне опасливо и настороженно. А Сказка продолжала вести себя с полным доверием к людям. Казалось, это было единение человека и зверя на каком-то ментальном (духовном) уровне.

Ольга как-то вела съёмку за сеноставками, их еще называют пищухами. Они похожи на хомяков, но относятся к отряду зайцеобразных. На зиму они запасают сено, поэтому и зовут их сеноставками. Эти работяги снуют как челноки. Наберёт полный рот травы и несёт в укрытие, где его не сможет промочить дождь. Уложила в укромное место и снова помчалась за новой порцией. Трава там просыхает хорошо и вид у неё очень товарный: зелёное сено первой категории по ценностным свойствам. И так целый день. Схронов приходится делать очень много. Пищухи живут колониями и пользуются зимой заготовленной травой сообща. Когда Оля засобиралась уходить, появился горностай. Этот, в отличие от тех, что нам приходилось видеть ранее, оказался не только не боязливым, но даже проявил агрессию – набросился на Олю, укусив за сапог. Скорее всего, он принял её за конкурента в охоте на сеноставок и решил отогнать со своей территории.
К середине августа народ явно заскучал по дому. Утром я, как обычно, поднялся в 6 часов. В своём спальнике зашевелился Слава Кастрикин, приоткрыл глаза. Говорю: "Спи, Слава. Ещё рано, только шесть утра". Он отвечает: "Ничего, встану. Мне собаку выгуливать надо". А собака его дома, а не здесь, в тайге с ним.
Еще один интересный случай. Ходил я порыбачить на нижнее озеро. Как только приблизился к воде, над моей головой появился баклан. Сделав круг, удалился в сторону большого озера. Я рассказал об этой встрече Сергею Подольскому. Он говорит, что в этом районе бакланы ещё не были зафиксированы. Это уже удача.
Скоро конец экспедиции. Но мы продолжаем наблюдения. Опять слежу за солонцом. За весь день не увидел ни одного барашка. Ходить стали всё реже и реже. Значит, за лето поправили в организме минерально-солевой баланс.
Практически все запланированные работы выполнены. Набрано много материала, засняты и зафиксированы на видео и фотографии интересные наблюдения. И мы возвращаемся в городскую суету. Но, думаю, нам предстоит еще не одна встреча с этим чудесным местом и его обитателями.
Николай Абоимов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...