Цена эксперимента века
К 100-летию Октябрьской революции
Будет людям счастье, счастье на века, у советской власти сила велика...
"Марш коммунистических бригад".
За пару недель до наступления круглой даты со дня Октябрьской революции в редакцию "ЗВ", с небольшим интервалом, поступили две статьи, касающиеся событий столетней давности и тех последствий, которые с этим связаны. Исследовательские материалы написаны нашими постоянными авторами Леонидом КОЖЕВНИКОВЫМ и Виктором РОМАНЦОВЫМ.
Статьи обоих авторов в чём-то похожи, но они объёмны, изобилуют ссылками, цифрами... В общем, то, что было бы уместно обсуждать с подготовленной аудиторией специалистов.
Потому редакционный совет принял решение ограничиться обзором поступивших материалов.
Падение империи было предопределено
В самом начале оба автора отмечают ведущую роль сельского хозяйства в экономике России.
Так, в материале Леонида Алексеевича говорится, что "Россия была крупнейшим поставщиком на мировом рынке сельхозпродукции". Но при этом более половины крестьянских хозяйств не имели земли. "Столыпинская реформа" могла бы решить эти вопросы, но из-за отсутствия финансирования через два года её свернули.
Виктор Дмитриевич также пишет, что "действительно, Россия поставляла сельхозпродукции за рубеж больше всех, но столько же и Аргентина с населением 21,4 раза меньшим числом проживающих в стране".
Вследствие того, что Россия оставалась аграрной страной, потому "в капиталистическую формацию развития вступила позднее европейских стран на полвека", пишет Леонид Кожевников.
Этого же придерживается и Виктор Романцов, но при этом отмечает, что "по темпам развития в те годы Россия выходила на передовые позиции". По мнению автора, это объясняется тем, что на промышленный путь развития наша страна вышла значительно позже, чем Англия, Франция и Америка. Начинать же путь развития с нуля значительно легче, так как темпы роста будут казаться ощутимо выше.
В материале Леонида Кожевникова говорится, что наука в России занимала лидирующее положение в мире. Русскими учёными были сделаны значительные открытия в области электроэнергетики. Но при этом страна "располагала установленной мощностью генерации 1 192 тысячи кВт с выработкой 2,575 миллиарда кВт/час (сопоставимо с Зейской ГЭС 1330 тысяч кВт и выработкой в 2016 году 6,4 миллиарда кВт/час). Без прорыва в этой области экономика России была неконкурентоспособна.
Виктор Дмитриевич считает нужным отметить низкую продолжительность жизни, которая к 1917 году составляла 40 лет, а в сельской местности - 27,5 года.
Леонид Алексеевич говорит, что объявление Николаем II войны Германии "положило начало падению империи".
Виктор Дмитриевич значительно подробнее останавливается на личности государя, при этом напоминает, что поводом для этого стала публикация "Россия не была отсталой" в "ЗВ" № 123 от 12 октября. Автор согласен с тем, что в советской историографии личность Николая II представлена одиозно и царь нередко изображался солдафоном и пьяницей. Между тем, по воспоминаниям современников, он много читал, интересовался искусством, посещал оперу и балет. Живо интересовался кинематографом, который в ту пору только делал первые шаги.
Государь был религиозным, и в годы его правления были открыты монастыри и храмы, а из личных пожертвований семьи Романовых за рубежом построено 17 православных храмов.
Вместе с тем Николай II был мягким человеком, подверженным воздействию близких, а в результате межсемейных конфликтов (между матерью и невесткой) через царицу Александру Фёдоровну фактически управлял Григорий Распутин: назначал министров, тасовал правительство.
Оба автора единодушны в выводе, что все произошедшие события сделали Октябрьскую революцию предопределённой и неизбежной.
Мы вернулись к точке старта
События, произошедшие в России сто лет назад, оказывали колоссальное влияние на ход всей мировой истории на протяжении не только прошедшего XX века, но и начавшегося 17 лет назад века XXI.
В силу недееспособности российской власти сам государственный переворот октября 1917 года произошёл сравнительно спокойно и не сопровождался большими жертвами. Но разразившаяся вслед за этим Гражданская война, а затем и период репрессий имели для генофонда страны самые пагубные последствия.
Революция коренным образом повлияла на судьбы миллионов людей, и не будет преувеличением утверждение, что "кто был ничем, тот стал всем". Для кого-то открылись новые перспективы, а для кого-то они закрылись навсегда.
На место рухнувшей империи пришла другая. Расстрелянного вместе с семьёй царя сменил Сталин с полномочиями, которые не снились ни одному самодержцу.
Официальной религией был провозглашён атеизм, и идеология православия сменилась идеологией коммунистической. А в 60-е годы будет разработан "Моральный кодекс строителя коммунизма" из 12 статей - аналог Нагорной проповеди Христа с её десятью заповедями.
В течение нескольких лет ценой неимоверных усилий СССР превратился из страны аграрной в страну индустриальную.
В многочисленных войнах, которые Россия вела в годы советской власти, в результате политического террора, политических репрессий, различных экономических экспериментов, которые приводили к массовому голоду, погибли миллионы людей, судьбы стольких же были исковерканы. Многие покинули страну, став эмигрантами.
Отсутствие существенных стимулов к труду, полная централизация экономики, непомерные военные расходы привели СССР к значительному технологическому и техническому отставанию от развитых стран мира.
В результате пролетариат первого в мире социалистического государства материально жил значительно хуже, чем рабочие Европы и США. Год от года ситуация становилась всё хуже.
Почти три десятилетия назад оборвалась "победная поступь" к светлому будущему всего человечества. Рухнул СССР, а вслед за ним и мечта перехода к бесклассовому обществу всеобщего равенства, братства и счастья. Переход в самое передовое (по определению советских идеологов) в мире общество - коммунизм - так и остался для многих манящей сказкой.
Вслед за крахом социалистической системы без всякой паузы на страну обрушились инфляция и дикий беспощадный рынок - идеалистические воззрения бывших граждан СССР обесценились так же стремительно, как советские рубли.
Перед лицом суровой реальной действительности с поразительной быстротой исчез тот самый "моральный облик строителя коммунизма", который всегда отличал советского человека от представителя "чуждой нам западной культуры". Кризис социально-экономической системы породил причудливые метаморфозы: вчерашние идеологи и борцы за международную солидарность всех трудящихся, последователи принципов коммунистического строительства, как по мановению волшебника, становились успешными бизнесменами, беззастенчиво прихватывая то, что было создано руками трудового народа. По сути, мы пережили очередную революцию со всеми её прелестями. Как тут не вспомнить слова Отто фон Бисмарка: "Революции готовят гении, делают романтики, а её плодами пользуются проходимцы".
Общество стало стремительно расслаиваться на богатых и бедных, а пропасть между нищетой и богатством скоро достигла беспрецедентных размеров. Но дело даже не в этом, а в том, что целые поколения людей, выросшие и воспитанные в коммунистических идеалах, по сути, оказались заложниками своих моральных устоев, переступить через которые смог не всякий. Для большинства постсоветских людей крах социалистической системы стал личной трагедией.
Таким образом, в 90-е годы Россия вернулась к тому, с чего сто лет назад начала свой эксперимент по строительству рая на земле. И если верить утверждению Гегеля, что общество развивается по спирали, такой финал был предопределён изначально.
Создание первого в мире социалистического государства надолго раскололо мир на два противоборствующих лагеря, но даже сейчас России, формально избравшей путь рыночной экономики, ещё очень не скоро удастся встать в ряд с передовыми экономическими державами. А может быть, и никогда. Ну что ж. За всё нужно платить, в том числе и за эксперименты над народом.
Григорий ФИЛАТОВ.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...