Выживаем, как можем

Недавняя информация о закрытии магазинов, заведений общественного питания и подорожании природных иммуномодуляторов обсуждалась по всей России.
Но немногие задумываются о том, как ситуация с короновирусом отразилась на представителях малого и среднего предпринимательства.
На работу хочу
– На той неделе в Зее не работали практически все пункты общественного питания, – рассказала "Зейским вестям сегодня" председатель Совета предпринимателей г. Зеи и директор кафе "Дубеш" Наталья Рашидова. – Исключительно по доставке работали "Farfor" и "Кушай суши". Кафе "Дубеш" тоже осуществляло доставку еды, но, к сожалению, заявок практически не было, поэтому сидели без работы.
Ни в "Маклен", ни в "Зею", ни в "Family", ни в шашлычную "У Серёжи" посетители не могли попасть, поскольку Указом президента страны апрель объявлен нерабочим месяцем. При этом постановлением губернатора Амурской области Василия Орлова с 7 апреля к работе могли вернуться строительные и проектные организации, учреждения, занимающиеся продажей строительно-дорожной, сельскохозяйственной и иной спецтехники, вели приём многофункциональные центры (по предварительной записи), страховщики, организации социального обслуживания населения и заведения, предоставляющие ритуальные услуги. В перечне также были организации лесопромышленного комплекса и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в детских садах работали дежурные группы, а школьников и студентов учили по удалёнке. Полный перечень организаций публиковался на официальном сайте правительства Амурской области.
– Когда уже закончится эта самоизоляция? Надоело дома сидеть, на работу хочу, – еще пару дней назад вздыхала горожанка Анна Каменщикова. – Ждём очередного постановления губернатора. Надеюсь, он разрешит уже наконец открыться магазинам, ресторанам и остальным организациям.
Немалое число граждан было уверено: 12 апреля ситуация должна измениться, и все смогут вернуться на свои рабочие места. "Зея – город небольшой, такого потока людей, как, например, в Благовещенске, нет, да и случаев заражения коронавирусом на нашей территории не зарегистрировано, поэтому на следующей неделе нам позволят выйти из изоляции", – говорили горожане.
Настали трудовые дни
И впрямь на этой неделе ситуация для большинства зейских бизнесменов изменилась. По решению оперативного штаба и принятому правительством области постановлению с 13 апреля на всей территории Амурской области в режим рабочих дней перешли предприятия с обрабатывающим производством, фотостудии, мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники, организации в области права (нотариусы и адвокаты), а также бухгалтерского учета. С понедельника, 13 апреля, в Приамурье открылись гостиницы и пункты временного размещения граждан.
Также распахнули свои двери посетителям предприятия общественного питания. Но – с условием: принимать гостей в зале разрешено только с 8 до 18 часов. В остальное время обслуживание клиентов дозволено только на вынос или доставкой заказов на дом.
Кроме того, с ограничениями вернутся к работе парикмахерские, салоны красоты, маникюра и педикюра, а также массажа: одновременно в помещении должно быть не более одного клиента. Оперативный штаб разрешил возобновить работу финансовым организациям, включая ломбарды, по всей области вновь функционируют бани.
По сообщению пресс-службы правительства Амурской области, всё ещё остаются закрытыми ночные клубы, дискотеки, кинотеатры, кинозалы, детские игровые комнаты и развлекательные центры. Пока не снят запрет на работу тренажерным залам, спортивно-досуговым организациям, бассейнам и компьютерным клубам.
Остается надеяться
Как эта ситуация сказалась на простых людях?
– Режим самоизоляции лишит многих работников заработной платы, – рассказала корреспонденту "ЗВС" жительница города Светлана Задавина. – Те, кто на гособеспечении, точно получат свои деньги. Вахтовикам, кто не смог заехать на участки, насколько мне известно, обещали выплатить какой-то процент от оклада. Но много людей сейчас тонет в болоте, называемом "кредиты". У кого-то ипотеки. А платить взносы с чего? Из пустого кошелька воздух вынимать? Больше всех, наверное, пострадали предприниматели. Бизнесмены из-за принудительного закрытия заведений страдают от потери доходов. Хотя некоторые всё же находят способы, как оставаться на плаву.
Как рассказала женщина, на днях она смотрела телепередачу, в которой корреспондент телеканала говорил о том, что в цветочных магазинах стали торговать кошачьим кормом, а в кафе теперь продают туалетную бумагу. Мол, "у нас же есть в наличии товары первой необходимости, мы не можем закрыться".
"ЗВС" узнали также у зейских предпринимателей, как выживают они.
"Да как?.. – переспрашивает Наталья Рашидова. – Мы, если можно так выразиться, в панике. Некоторые поставщики "долбят", а некоторые понимают, в какой ситуации мы оказались, и ждут, пока откроемся. Очень тяжело приходилось. Тем не менее старались как можно спокойнее ко всему относиться, ждали разрешения на открытие заведений. С 27 марта весь общепит в городе был закрыт. У кого имелась возможность работать на доставках, те это сделали. Хотя заказов поубавилось. Убытков много понесли. Надеюсь, сейчас всё нормализуется, и все мы вернёмся в прежнее русло".
Партнёр сети ресторанов "Farfor" в г. Зее Роман Дэксне пояснил, что в его бизнесе в период ограничений особенно ничего не изменилось. Политика работы ресторана такова, что основной упор всегда делается на доставку еды по адресу клиента. До введения в стране режима повышенной готовности люди могли сделать заказ не только онлайн, но и в самом заведении (и даже посмотреть, как готовят блюдо). А пришлось работать исключительно по заявкам, оставленным на официальном сайте или по телефону.
"Делали упор на доставку, потому что самовывоз, увы, был закрыт, все заказы клиентам на дом привозили курьеры, – пояснил в телефонном разговоре с корреспондентом Роман Петрович. – У нас увеличились затраты на курьерскую доставку, так как до введения самоизоляции расходы были меньше за счёт того, что люди могли сами забирать заказы. Ну, и нельзя не сказать о подорожании продуктов. Курс рубля упал, соответственно, цена на товар увеличилась. Хотя с поставкой продуктов сбоев у нас не было, и серьёзных убытков мы не понесли".
А у многих не было клиентов – не было работы. Не было работы – не было дохода. Не было дохода – бизнес сходил на нет. Пока остаётся только надеяться, что все вернется в прежнее русло. Мы будем следить за тем, как развиваются события в нашем городе.
Екатерина Зырянова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...