«Не знаю... Не помню...»
Алкоголики-мужчины – ни для кого не новость, впрочем, как и женщины. Впервые о женском алкоголизме в России заговорили с 1978 года, и первоначально на семь больных алкоголизмом мужчин приходилась одна женщина. В последнее время все чаще в поле зрения стали попадать женщины-алкоголики. Каковы причины и последствия женского алкоголизма? Есть ли способы его лечения? Об этом "ЗВ" побеседовал с врачом психиатром-наркологом Зейской больницы Ириной Тюриной.
Сходство и отличие
– Согласно статистике, уровень женского алкоголизма в нашей стране повысился: на шесть мужчин приходится пять женщин, – рассказывает Ирина Викторовна, – в наркологическом кабинете Зейской больницы на учете состоят 1 128 человек, страдающих алкоголизмом, из них 400 женщин. Причем, как говорится, два пишем – три в уме. Ведь в действительности алкоголиков гораздо больше, но не все, к сожалению, обращаются за помощью к специалистам.
– Скажите, алкоголизм у женщин протекает как-то иначе в отличие от мужского?
– Значимое отличие состоит в том, что женский организм содержит воды на 10 % меньше, и эти вроде бы несущественные проценты на деле приводят к очень серьезному увеличению токсических, повреждающих эффектов алкоголя на все органы и системы пьющей женщины. Для развития алкоголизма у женщины достаточно от года до трех лет регулярного потребления. Причем пиво, водка и прочие напитки оказывают равное влияние. А симптомы алкоголизма одинаковы у обоих полов.
Тот факт, что женщины быстрее втягиваются в зависимость, не означает, что при женском алкоголизме быстрее наступает деградация, здесь все индивидуально и зависит от многих факторов. Но у женщин есть своего рода "точка невозврата", когда психическая деградация сопровождается резким снижением социальной и нравственной ответственности, ослаблением критического отношения к себе. Угасает самый мощный инстинкт женщины – инстинкт материнства. И этот процесс, можно сказать, необратим. А в общем женский алкоголизм протекает по тем же закономерностям, что и мужской.
– Что толкает женщин к бутылке?
– Причины разные. Сложные жизненные ситуации, неразрешимые проблемы, психические травмы, переживания, неудовлетворенность своей жизнью, одиночество, неудачно выбранная профессия, эмоциональная неустойчивость женщины. Отсюда, как способ снять стресс, употребление алкоголя, и как следствие, формирование алкогольной зависимости. Женский алкоголизм, как правило, – удел одиноких женщин. Главная сложность заключается в том, что представительницы слабого пола, боясь осуждения окружающих, попадают к врачу, когда болезнь уже запущена.
– Существует мнение, что женский алкоголизм неизлечим. Звучит как приговор.
– Это заблуждение. У женщин шансов избавиться от алкогольной зависимости ничуть не меньше, чем у мужчин. Женский алкоголизм и мужской лечатся одинаковым способом: путем полного отказа от алкоголя и перестройки сознания.
Алкоголизм – в равной степени зависимость психологическая и физиологическая. На начальной стадии еще можно справиться психотерапевтическими методами. При сформировавшейся, устойчивой потребности в алкоголе без комплексного подхода, а также специалистов, обойтись не получится.
Более 80 % успеха зависит от намерения женщины изменить свою жизнь и начать с "чистого листа". Но самое сложное – это адаптация женщины к жизни, в которой больше нет алкоголя.
Зарисовки из жизни
Ирина Викторовна знакомит меня с двумя подругами, находящимися на профилактическом учете и лечении в наркологическом кабинете. Девушкам 14 и 15 лет, но выглядят они гораздо старше. Из разговора узнаю, что они из абсолютно разных семей, с одной родители носятся, как с "писаной торбой", у другой проблемы в общении с матерью. Обе вели разгульный образ жизни, совершали административные правонарушения, неоднократно задерживались в состоянии алкогольного опьянения. За период лечения и наблюдения в поведении девушек произошли положительные перемены: из дома не уходят, школу не прогуливают, ведут здоровый образ жизни. Уверяют, что все осознали и поняли, что жить лучше без вмешательства врачей. У одной, кстати, возникли серьезные проблемы со здоровьем. Учатся обе так себе, а впереди – выпускные экзамены. На вопрос, к чему стремятся на данном жизненном, этапе, ответили: "Окончить школу и продолжить дальнейшее обучение в колледже".
А вот еще две пациентки наркологии – Елены "Прекрасные", точнее одна, потому что вторая Елена со мной общаться не пожелала, накрывшись с головой одеялом, сделала вид, что спит. Лица ее я не успела разглядеть в отличие от соседки по палате, которая в 45 лет, выглядела на все 65 (без преувеличения).
У Лены было трое дочерей: старшая живет в другом городе и уже имеет своих детей, младшей семь лет, а средняя трагически погибла. Младшая дочь заметно отстает в развитии, так что даже сама мать сокрушается, как же она пойдет в школу. Женщина не работает, по ее словам, пребывает в декретном отпуске. Муж тоже пьет, перебивается случайным заработком. И есть еще пенсия бабушки, живущей вместе с ними.
От алкогольной зависимости Лена лечится второй раз. Первый раз она проходила лечение в наркологии будучи беременной! "Я, кроме пива, ничего не пью, да и то не больше одной баночки", – уверяет женщина так, будто бы в этом нет ничего страшного. В ее истории болезни другая картина: пьет все, включая суррогаты. Страдает выраженным нарушением памяти. "Не знаю,.. не помню", – ее ответ на многие мои вопросы.
Поступают в наркологию по-разному: кого-то, как Лену, с неадекватным поведением привозит "Скорая", кто-то, как ее соседка по палате, здесь по решению суда. У второй Елены двое детей под опекой, третий ребенок в настоящее время находится в приюте. Сотрудники приюта просят женщину навестить дочь, которая ждет ее каждый день. Но мать отказывается от посещений, и вообще проявляет полное безучастие к судьбе ребенка.
– Пока не ужесточится закон в отношении пьющих родителей, это игра в одни ворота, – считает Ирина Тюрина, – жаль, что в отношении к такой категории пациентов лечебно-трудовые профилактории отменили. Хоть это и не гуманистический подход, но в подобных учреждениях они бы работали и компенсировали затраты государства на свое лечение и содержание несчастных детей. А когда социальные службы решают проблемы таких родителей, ничего, кроме потребительского отношения к жизни, это не порождает.
Виктория ЧЕРЕПАНОВА.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...