I. От коварной чахотки никто не застрахован

Ежегодно 24 марта во всем мире проводится День борьбы с туберкулезом. Именно в этот день в 1882 году в Берлине доктор Роберт Кох объявил об открытии смертельно опасного заболевания, которое до сих пор, несмотря на развитие медицины, не уничтожено и угрожает каждому из нас.
Социально зависимая болезнь
Туберкулез идет по планете семимильными шагами, из года в год пополняя свои ряды всё новыми и новыми пациентами. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по численности заболевших туберкулезом лидируют страны Африканского континента. Далее следуют Южная Америка, страны Юго-Восточной Азии, Индия, Пакистан и, к сожалению, Россия. Чахотка, как в старину именовали это заболевание, когда-то провозглашенная в нашей стране исчезающей болезнью, на сегодняшний день приобретает формы эпидемии. Туберкулез – точный показатель социального состояния общества. Основной причиной роста заболеваемости является снижение уровня жизни населения, рост алкоголизма и наркомании, армия бомжей, освобожденные из исправительных учреждений. Существенную лепту вносит и миграция населения, резко возросшая за последние годы. Туберкулез не является чисто медицинской проблемой, это проблема общества и государства.
Статистика знает все
Смертность от туберкулеза в 2016 году в Амурской области снизилась на 30 % по сравнению с 2015 годом. Такие данные озвучили на коллегии регионального министерства здравоохранения. О чем свидетельствует эпидемиологическая ситуация на территории города Зеи и Зейского района?
За 2016 год отмечается улучшение эпидемиологической ситуации по сравнению с прошлыми годами среди взрослых и детей. Но заболеваемость подростков в течение последних двух лет превышает допустимый эпидемический порог.
За 2016 год выявлено 17 больных туберкулезом, из них один ребенок до пяти лет и подросток. В 2015 году было выявлено 23 человека, из них четыре ребенка и один подросток, в 2014 году – 19 взрослых и один ребенок. В клинической структуре среди впервые выявленных за последние два года зарегистрированы не только легочные формы – туберкулез органов дыхания, но и внелегочные (в 2016 году один случай, в 2015 – два).
Четыре случая бактериовыделителей за 2016 год (выявляемость с бактериовыделением возросла в сравнении с прошлыми годами на два случая). Смертность от туберкулеза в сравнении с 2015 годом остается на том же уровне: в 2016 году умерло шесть человек.
Заболеваемость год за годом смещается в сторону молодых, и это не может не настораживать. Произошло изменение эпидемического характера туберкулеза в России: от кривой, характерной для развитых стран Запада, мы приближаемся к показателям, характерным для стран Африки, где заболевают люди в возрасте от 20 до 30 лет. Поэтому разговоры о том, что все хорошо в нашей жизни и будет еще лучше, при туберкулезе разбиваются даже о "сговорчивую" статистику.
При желании лечится
Зейский филиал Амурского областного противотуберкулезного диспансера располагает 34 койками. В 2016 году здесь пролечилось 140 человек, из них 83 жителя города Зеи и 27 – Зейского района. В состав учреждения входят: клиническая лаборатория, рентгенологический и физиотерапевтический кабинеты, амбулаторно-поликлиническая служба и стационар.
Сергей АНТОНЕВИЧ является одновременно врачом амбулатории и стационара. Два года назад его коллега фтизиатр уволился, и до сих пор это место вакантно: желающих работать нет.
– Туберкулез – хроническое инфекционное заболевание, при котором поражаются разные органы (кожа, почки, кишечник, глаза, костно-суставная система), но чаще всего легкие, – рассказывает Сергей Геннадьевич, – он лечится, но при двух условиях. Во-первых, заболевание необходимо своевременно выявить. Во-вторых, должны строго соблюдаться предписания врача и аккуратно приниматься препараты. Лечение зачастую осложняется сопутствующими заболеваниями, длится от полугода до двух лет: всё это время принимаются противотуберкулёзные препараты. Естественно, многие наши больные (особенно из социальных низов общества) по принципу "не хочу - не буду" отказываются или прерывают лечение. В результате у них чаще всего формируется лекарственно-устойчивая форма туберкулёза. Это означает, что такие пациенты лечатся не шесть месяцев, как с обычным туберкулезом, а два года, и заражают других как раз устойчивой формой заболевания.
Все противотуберкулёзные лекарственные средства закупаются централизованно, соответственно, лечение бесплатное, препаратов хватает на всех пациентов нашего диспансера.
Многие тяжело переносят лечение. По воздействию на организм это фактически химиотерапия, как при лечении рака. Кроме того, среди больных туберкулезом много тех, кто злоупотребляет спиртным, ведет асоциальный образ жизни. Таким людям вообще не до забот о здоровье, выписку из стационара они порой воспринимают как долгожданную свободу со всеми вытекающими последствиями. А ведь лечение необходимо продолжать под контролем медиков и после выписки. Возможно излечение 95 % заболевших туберкулезом, но только при желании самих пациентов, а не одних врачей. Конечно, при запущенной форме туберкулеза поставить человека на ноги крайне сложно, – замечает фтизиатр.
Пациенты двух палат
В заключение беседы Сергей Антоневич и врач-рентгенолог Оксана Юдолевич знакомят меня с постояльцами диспансера.
В мужской палате один из четверых пациентов готовится к выписке. 27-летний житель Ушумуна был госпитализирован в крайне тяжелом состоянии: одышка, кашель, высокая температура, которая держалась еще в течение месяца. С жалобой на плохое самочувствие (как он объяснил, "болело все") молодой человек обратился в районную поликлинику, в итоге выявили туберкулез. Первая фаза лечения позади: восстановлен нормальный цвет лица, парень даже набрал вес. В дальнейшем лечение будет проходить амбулаторно.
40-летний сосед по палате тоже из впервые выявленных. Представляет собой именно тот случай, когда полугодовая фаза лечения удлинилась. "Ничего-ничего, за твою жизнь мы еще поборемся", – подбадривает больного Сергей Геннадьевич.
В женской палате застаю двух женщин 26 и 44 лет. У той, что постарше, туберкулез выявили на профилактическом осмотре, лечится на протяжении двух лет. 26-летняя девушка находится в диспансере второй месяц, о том, что больна, знала давно, но не лечилась по причине семейных обстоятельств. В итоге оказалась в стационаре по решению суда.
Лечение и бытовые условия, по мнению женщин, устраивают, а вот питание оставляет желать лучшего. В подтверждение своих слов они продемонстрировали то, что, наверное, в меню значилось как плов, а на деле выглядело как разваренная рисовая каша с морковью, плюс салат. Как считают пациентки, меню зачастую не совпадает с действительностью на столе.
В ответ на мой вопрос сотрудник диспансера пояснила, что ранее в учреждении была своя кухня, сейчас приготовлением пищи занимается частный предприниматель. И нарекания от пациентов по качеству питания – не редкость.
Во время экскурсии по диспансеру двери палат, где лежат пациенты с открытой формой туберкулеза, миновали. Но кто знает, не столкнемся ли мы завтра с такими больными на улицах города? От этого в России никто не застрахован.
Виктория ЧЕРЕПАНОВА.
Фото автора.
(Окончание темы следует).
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...