Когда причал остался за кормой
Чем короче лето, тем активней отдых
В краях с мягким климатом и ласковым солнцем местные жители воспринимают тепло как нечто естественное и не спешат “отрываться по полной”, почуяв наступление благодатного сезона. Лето там долгое, а зима короткая и тёплая, спешить некуда. Другое дело мы, жители территорий, расположенных в северных районах. Для тех, кто по разным причинам не смог уехать к тёплым морям, остаётся организовать отдых в непосредственной близости от места жительства. Учитывая особенности хоть и короткого, но жаркого лета, народ устремляется к водоёмам. Импровизированные пляжи возникают на берегах ручьёв, рек, речушек, озёр, водохранилища... Тяга к воде подогревается не только жаркими лучами солнца, но и ассортиментом товаров, предназначенных для отдыха на воде. Выбор – на любой взыскательный вкус, а если учесть, что далеко не все граждане бедствуют, обилие плавсредств на водоёмах растёт в арифметической прогрессии. А когда на одной территории появляется много быстроходных судов с “нехилыми” моторами, возникают проблемы, связанные с безопасностью их эксплуатации. Весной нынешнего года изменилось законодательство, касающееся порядка регистрации маломерных судов.
Рассказывает старший государственный инспектор Верхнезейского участка ФГУ “Государственная инспекция по маломерным судам Амурской области” Андрей Войтенко.
Маломерный флот – самый динамичный
– 25 мая вступил в силу федеральный закон № 36 от 23 апреля 2012 года. В соответствии с этим документом обязательной регистрации подлежат суда с двигателем мощностью свыше 11 лошадиных сил и грузоподъёмностью свыше 200 килограммов.
Но это не значит, что остальные плавсредства остаются вне нашего контроля. Мы вправе остановить любое маломерное судно и проверить наличие обязательных спасательных средств. Ведь, в любом случае, безопасность – на первом месте, и в отношении нарушителей может быть составлен протокол.
Государственный инспектор рассказал, что все судовладельцы, прежде чем отправиться в плавание, должны пройти обязательное обучение. После сдачи экзаменов выдаются удостоверения на право управления маломерным судном. Срок обучения – полтора месяца, а стоимость – 6150 рублей.
Основная масса маломерного флота концентрируется на водохранилище. Львиная доля маломерных судов в районе Малого Гармакана принадлежит жителям города. Остальная флотилия – возле прибрежных сёл. Правда есть отличие. У большинства городских судовладельцев суда более современные и оснащены мощными двигателями, а у большинства жителей сёл преобладают “дюральки” ещё советских времён и отечественные подвесные моторы.
Но на этом различие и заканчивается. В смысле безопасности преимуществ оно не даёт никаких, поскольку выходить в плавание по водохранилищу на утлых судах – занятие весьма рискованное. Но народ у нас отчаянный и к тому же пребывает в блаженной уверенности, что «тонут одни только дураки».
Значительно сокращает риск несчастных случаев наличие необходимых средств спасения. Пассажиры непременно должны быть в жилетах, но, честно сказать, не могу припомнить людей в лодке в оранжевом спасательном одеянии.
“Летучие голландцы”
Вообще, проблемой возрождения судоходства по водохранилищу последовательно вдохновлялись практически все главы района. На первый взгляд решение вопроса на ладони. Водохранилище в наличии имеется, потребность в транспортном сообщении с прибрежными сёлами очевидна, желающие воспользоваться услугами перевозчиков найдутся, причём не только пассажиры, но и частные предприниматели, и золотодобытчики...
Остаётся дело за малым: обустройством навигационной судоходной обстановки. Вот с этим-то и начинается самое интересное. Существуют незыблемые правила, регламентирующие порядок грузопассажирских перевозок водным транспортом. Для того чтобы обеспечить безопасное судоходство по водохранилищу, потребуется установить и наладить обслуживание береговых и плавучих знаков навигационной судоходной обстановки. На случай шторма на всём протяжении маршрута от Малого Гармакана до Бомнака необходимо обеспечить, как минимум, семь специальных “убежищ” для отстоя судов. Мало того, необходимо приобрести так называемое “обстановочное судно”, на котором будет проводиться обслуживание судоходной обстановки. Стоимость такого судна около 80 миллионов рублей. Потребуется обучение комсостава, переброска флота в верхний бьеф, придётся потратиться на установку береговых и плавучих знаков... По мнению специалистов Благовещенского района водных путей, только на эти цели потребуется около 108 миллионов рублей.
Но в районе верхнего бьефа нужно построить ремонтные мастерские и радиоузел, что обойдётся ещё в 50 миллионов рублей. А еще не подсчитаны расходы на оборудование судов навигационными РЛС, а также приёмоиндикаторами GPS/ГЛОНАСС.
В настоящее время формально ни одно судно не вправе отправляться в плавание по водохранилищу, но в России на то и запреты, чтобы их нарушать. По состоянию на июнь прошлого года, на акватории Зейского водохранилища использовалось 13 единиц самоходного и четыре единицы несамоходного флота (разных форм собственности). Понятно, что все они у причальной стенки не стоят, но у старшего инспектора по маломерным судам нет правовых оснований для их остановки и досмотра.
– Да, во время рейдов мы встречаем идущие суда, – рассказывает Андрей Николаевич, – но проверить я их не могу, поскольку это не мои полномочия.
Если судно (неизвестно в каком состоянии) отходит от причала, когда заблагорассудится его владельцу или экипажу, и при этом не поддерживает связь с диспетчерской службой (по причине отсутствия таковой), остаётся только надеяться на то, что с ним ничего не случится.
Григорий Филатов.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...