Большие задачи при скромных возможностях
Покрытый плотной зимней пеленой тумана город остаётся позади, и наша машина устремляется в сторону Снежногорского. Вместе с директором ООО “ДРС” Ростиславом Лебедевым едем смотреть наледи. Во второй половине зимы такие поездки для руководителя становятся еженедельным ритуалом. Правда, в зависимости от ситуации, поездки могут быть и чаще, но пока что, по словам Ростислава Тимофеевича, наступление наледей находится под контролем и особых тревог не вызывает. Впрочем ситуация всё время меняется и неустойчивое равновесие в любой момент может оказаться нарушенным. – Сейчас бы грейдер сюда запустить, – рассуждает руководитель, глядя на пробегающие по обеим сторонам дороги снежные заносы. – Недавно здесь выпал снег и сейчас самое время очистить дорожное полотно. Тогда бы с весенней оттепелью дорога не “поплыла”, а быстро высохла, да и лучше бы сохранилась.
Но сохранности дорожного полотна способствует не только своевременное грейдирование, но и очистка придорожной зоны от деревьев и кустарников. Говорит об этом руководитель при каждой встрече с корреспондентом, не устаёт повторять и руководству администрации района.
– Я уже лет пять пытаюсь убедить районное руководство выделить средства на очистку придорожной полосы, – поясняет он. – За это время мы бы уже точно дошли до Снежногорского и обустроили дорогу так, что не осталось бы на ней закрытых опасных поворотов. Дорожное полотно сразу бы стало шире, и на нём бы не застаивалась влага. Но все инициативы разбиваются о железобетонный аргумент – нехватку денег.
За разговорами как-то незаметно проблемы содержания дороги переплетаются с вопросами предстоящих выборов. Единодушно приходим к выводу, что трата денег на прозрачные урны для голосования и видеокамеры – пустое занятие. Если затраченные средства пустить на обустройство дорог, то не нужно никаких ухищрений по организации “прозрачных выборов” – народ бы и так проголосовал за существующий порядок обеими руками.
Вскоре подъезжаем к 50-му километру дороги. Здесь наледь, которая выходит на дорогу из-под нависающей сопки, уже успела подняться до уровня первого яруса рубероидного ограждения и даже преодолеть его. Понятно, что придётся обустраивать второй ярус, а может быть, и третий. Зима-то завтра не закончится, значит, нужно готовиться к продолжительной “битве за полотно”.
– Вот этой наледи можно было бы избежать, – поясняет Ростислав Тимофеевич. – Её и не было в прошлом году, потому что ещё по теплу мы прочистили русло ручья, который бежит под сопкой. Уклон здесь большой, а потому вода течёт быстро, не успевает замерзать. Если бы и в этом году провели такую работу, то вода выходила не на дорогу, а вдоль неё. Но на выполнение этих работ также не нашлось средств, и вот теперь мы героически преодолеваем то, чего могло бы и не быть.
“Направление главного удара” подземных вод на дороге Зея – Снежногорский обрушилось на 77-й километр. Положение осложняется тем, что в случае необходимости из-за рельефа местности здесь невозможно сделать объезд: с одной стороны сопка, а с другой – обрыв. Если на этом участке наледь победит, то дорога будет полностью заблокирована до наступления тепла.
Ростислав Лебедев поясняет, что круглосуточное дежурство на этом участке организовано с 8 января. Для того чтобы дорожники могли отдохнуть и обогреться, поставили вагончик с печуркой. Ребята дежурят по несколько дней, а потом меняются, но практически ежедневно сюда приезжает КамАЗ. Доставляет рабочих, необходимые для наращивания заграждения рубероид, доски, а также горючее для бензопил, инструменты...
– Если оставим этот участок без присмотра, – уверен руководитель, – то максимум через неделю о дороге Зея – Снежногорский придётся забыть. Большие расходы несём по отправке сюда грузовика, которому нужно около ста литров дизельного топлива, но другого пути у нас нет.
Ограждение уже обзавелось третьим ярусом, и не факт, что этим всё закончится. Вода пытается обойти преграду у подножья сопки и время от времени с помощью бензопил приходится пропиливать во льду траншеи для стока воды. Наледь в этом месте появляется каждый год, но, по словам дорожников, нынешней зимой она возникла раньше.
В результате прошедших торгов на зимнее содержание дороги Зея – Снежногорский выделено около 500 тысяч рублей. Это очень немного, а потому работу приходится строить с учётом имеющихся средств. Закончится зима, и вновь предстоят торги, но уже на летнее содержание. Вообще-то сложившийся порядок порождает такое явление, как неуверенность в завтрашнем дне, считает руководитель. Предприятию проще, а заказчику выгоднее, если есть временной задел на перспективу. Почему бы не заключить с дорожной организацией, зарекомендовавшей себя с лучшей стороны, договор на обслуживание сроком на три года? Законодательство позволяет заключать договоры на такой срок. У предприятия появится стимул вкладывать собственные средства в дорогу в расчёте на перспективу её обслуживания. Да и комплектование будет не случайными людьми, а специалистами, которых прельстит стабильная и перспективная работа на одном месте.
Григорий Филатов.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...