Дремучий человек в дремучей чаще
На страницах «ЗВС» мы регулярно (как правило, в период сбора грибов и ягод) рассказываем о ситуациях с заблудившимися в лесу людьми. Беседуем со специалистами, которые предлагают способы ориентирования, рекомендуют перечень необходимых вещей, которые должен иметь при себе тот, кто решил отправиться в лес…
В этот раз ничего этого не будет. Оставим в покое ножи, компасы, запас продуктов, одежду и обувь…
Руководитель поисково-спасательной группы Александр Башев предлагает поговорить об ответственности… самих «потеряшек» перед самим собой, родственниками и обществом. А почему бы и нет? Ведь у каждого явления есть, как минимум, две стороны, а человек, совершающий необдуманные поступки, не может, да и не должен считаться абсолютной жертвой обстоятельств.
Знание – сила
Прежде всего, следует отметить, что в этом году ощутимо снизилось количество случаев с потерявшимися в тайге людьми. Может быть, свою роль сыграли предостережения, публикуемые, в том числе, и на страницах «ЗВС», а может, народ пока не пошёл активно в лес и «ещё не вечер». Во всяком случае, на середину августа статистика вполне благоприятная.
Есть люди, которые, мягко говоря, плохо ориентируются на местности: углубился на несколько десятков метров в лес, отвлёкся на сбор грибов, а потом, вместо того чтобы вернуться к исходной точке, бодро зашагал в глубь лесного массива. Понимание того, что заблудился, приходит вместе с усталостью, отчаянием, а нередко и паникой.
В эпоху сотовой связи для многих мобильный телефон в такой ситуации остаётся единственным связующим звеном между ним, «одиноким и несчастным», и цивилизованным миром.
«Но нужно понимать, что сравнительно недавно появившаяся служба 112 – не МЧС, как многие думают, – объясняет Александр Анатольевич. – Многие люди, позвонившие по этому телефону, искренне убеждены, что на их поиски тут же устремятся все наличные силы и средства. Это не так. Прежде чем поисковая группа выдвинется на место, необходим подготовительный этап. При этом нужно иметь в виду и другие обстоятельства, например, такие как время суток, погодные условия, уровень загруженности поисковиков решением первостепенных задач».
По мнению руководителя, в этих условиях на первое место выходит личная ответственность того, кто решил совершить самостоятельный вояж. Человек, который отправился в лес, прежде всего, сам должен чётко осознавать уровень собственной готовности находиться в условиях, близких к экстремальным. Но, как свидетельствует практика, навигаторы, компасы, различного рода «возвращатели» в руках тех, кто не умеет этим пользоваться, становятся никчемными побрякушками. Александр Башев вспоминает сравнительно недавний случай, когда у потерявшегося в лесу мужчины были сотовый телефон и компас. Самое интересное, что обладатель компаса не имел ни малейшего представления ни о сторонах света, ни о том, как пользоваться хитроумным прибором. Несмотря на драматизм положения, нельзя не признать комичность ситуации, когда спасатель при наличии скверной сотовой связи пытается на расстоянии научить взрослого человека пользоваться компасом.
Ну, неприлично быть таким дремучим в наше время, а потому, ради самоуважения и личной безопасности, нужно заняться самообразованием и усвоить хотя бы элементарные вещи: знать прогноз погоды, уметь определять стороны света, представлять, где всходит и заходит солнце, определять ориентиры.
О «чёрной кошке в тёмной комнате»
«Для того чтобы начать плодотворные поиски, – рассказывает спасатель, – нужно, как минимум, знать, где искать. И вот здесь-то начинается самое интересное. Как бы нас ни учили, каким бы опытом мы ни располагали, но без чётких ориентиров не существует у нас пока метода эффективного поиска людей в лесном массиве. Тепловизоров нет, а хвалёная геолокация, позволяющая установить месторасположение человека по телефонному звонку, даёт погрешность в пределах 15–20 километров. В условиях тайги и бездорожья это очень значительное расстояние, которое за несколько минут не преодолеть. А если всё это усугубляется неблагоприятными погодными условиями, то речь может идти уже о часах».
По мнению руководителя, залог быстрого и успешного поиска кроется в слаженных действиях человека, попавшего в беду, и спасателей. Отправляясь в дорогу, крайне важно, чтобы путешественник проинформировал своих близких и знакомых о том, куда он направляется, знал, на какое расстояние в лесной массив он углубился и в какую сторону движется, мог назвать ориентиры. А если получилось так, что заблудился, но сумел дозвониться по телефону 112, и налажен контакт со спасателями, то следует неукоснительно соблюдать те рекомендации, которые они дают по телефону. Если говорят, оставайтесь на месте, то не нужно проявлять инициативу и пытаться самому выбраться. По рассказам спасателей, не раз были ситуации, когда в лесу приходилось буквально догонять заблудившегося, который вместо того, чтобы терпеливо ждать помощи, упрямо рвался в глубь леса.
Ёмкость аккумуляторов смартфонов ограничена, и в экстремальных условиях пользоваться телефоном нужно экономно, рассчитывая только на связь со спасателями. И представьте себе ситуацию, когда поисковая группа, которая движется по лесу, не может дозвониться до попавшего в беду человека только лишь потому, что телефон занят. А занят потому, что заблудившийся рассказывает родным и знакомым о том, как он заблудился. Некоторые ещё и селфи умудряются делать. В результате батарейка «сдыхает», и связь со спасателями окончательно прерывается.
Хотя, по большому счёту, нет смысла углубляться далеко в лес и ходить одному, тем более что медведей в этом году стало значительно больше и, что характерно, встречаются они вблизи города. Наверное, есть повод задуматься.
Григорий Филатов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...