Жизнь может быть другой

Участники районной социальной службы «КонтRаст» посетили очередную школу – на этот раз местом дислокации «социального десанта» стала Николаевка. Служба организована и работает по инициативе отдела культуры, архивного дела, спортивной работы и молодёжной политики администрации района. Почему «КонтRаст»?
«Каждый из участников службы старается донести до подростков мысль, как важно стремиться к лучшему образу жизни – как контрасту тому негативу, который навязывается извне, который многие дети видят в реальности, – объяснила специалист по работе с молодёжью Анастасия Шибанова, – а английская буква «R» в названии – это зашифрованное слово «repeat», то есть «повтор», отражающее специфику работы службы, ведь каждый месяц мы объезжаем несколько школ».
Каждый раз состав «десанта» меняется – в зависимости от потребности, а также возможности специалистов выехать на место. В Николаевку выезжали психолог центра «Родник» Надежда Смолина, сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних Светлана Дикаева, врач-нарколог ЦБ Ольга Кутафина и специалист по социальной работе «Родника» Валентина Ефремова. Каждый из них работал с детьми с 5 по 11 класс, причём не только с целыми классами, но и индивидуально. Надежда Смолина учила школьников общаться.
«У сегодняшних детей и молодёжи проблема неумения общаться стоит очень остро, – пояснила Надежда Николаевна, – это только кажется, что они такие коммуникабельные, на самом деле многим сложно наладить нормальное общение. Отсюда – проблемы в отношениях. Многие боятся, что люди осудят, поэтому из страха быть непонятым теряют индивидуальность». На групповых занятиях психолог использовала ролевые игры, с помощью которых ребята раскрепощались, стараясь увидеть себя в другом, как в зеркале. Наверное, психологические проблемы действительно волнуют детей, потому что многие школьники уже после того, как основная программа «КонтRаста» была отработана, изъявили желание лично побеседовать с психологом.

Индивидуально работала с детьми и подростками и Валентина Ефремова. Она проводила доверительную беседу один на один с ребятами из семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Валентина Николаевна умело выводила детей на личный разговор – о проблемах в семье, об отношениях с родителями, о выполнении родителями своих обязанностей по воспитанию. Дети, откликаясь на ласковое обращение специалиста, рассказывали незнакомому человеку то, о чём ни с кем другим, возможно, никогда не делились. Если в ответах или реакции ребёнка специалист слышала тревожные нотки, она ставила ребёнка на заметку и сообщала об этом администрации школы и другим специалистам. Валентина Николаевна подтвердила, что подобные «беседы по душам», чтобы не быть обвинённой в нарушении закона о неприкосновенности частной жизни, она проводит, как и должно быть, исключительно с письменного согласия родителей.
У нарколога задача в работе была двойная: во-первых, ещё раз напомнить об опасности курения, алкоголизма и наркомании, а во-вторых, – протестировать подростков на употребление наркотиков.
«Неправильно считать алкоголизм или наркоманию вредными привычками, это – тяжёлые заболевания, а вредные привычки – это, например, не убирать свою комнату», – начала разговор со старшеклассниками Ольга Кутафина. Ольга Васильевна рассказала ребятам о последствиях «безвредного» пива, о том, как быстро, порой после второго-третьего раза, может наступить наркозависимость. Тестирование на употребление наркотиков – вторая часть работы врача-нарколога во время пребывания в школе. Тестирование проводится пока только по желанию, письменное разрешение ребёнку до 15 лет дают родители, более старшие подростки сами решают, проходить тест или нет. Узнают результаты с помощью специальных тестовых полосок, которые опускают в стаканчик с мочой. И вот здесь возникает резонный вопрос. Для того чтобы собрать анализ, подростки удаляются всей гурьбой в туалет, возвращаясь оттуда с содержимым для анализа. Где гарантия, что у каждого в стаканчике, извиняюсь, собственная моча? Что ребёнок, употребляющий наркотики, не сделает по желанию «чистый» тест? А если так, то для чего вся эта затея с тестированием, если она не показывает реальной картины? И не получается ли так, что мы, взрослые, подобными тестами сами внушаем детям мысль о том, что они могут употреблять наркотики, ставим всех подростков в разряд «подозреваемых» («докажи, что не наркоман»!)?
«Абсолютно никакой гарантии, что результат не подложный, у нас нет, – подтвердила врач-нарколог, – скорее всего, подростки так и делают. В результате мы имеем показатель, что 100 процентов детей и подростков в Зее и сёлах района не употребляют наркотики, хотя знаем, что это далеко не так. Когда юные наркоманы позже попадут на приём к врачу-наркологу по заболеванию (а это обязательно произойдёт), может быть уже поздно. А смысл? Приучить подростков, что такое тестирование входит в нашу жизнь как обязательное: сегодня и в военкоматах, и при поступлении в учебные заведения такой тест уже обязателен. Что касается психологической стороны вопроса, не думаю, что они воспримут тестирование как подозрение, мы же сдаём кровь, скажем, на ВИЧ или сифилис, и это нормально».
В течение работы специалисты «КонтRаста» пытались охватить все возможные «проблемные зоны» старшеклассников комплексно. Насколько эффективно это получилось, решать им.
Лариса Федотова.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
 

Подробнее...