Суррогатное детство

Раннее майское утро. Просыпаюсь от плача и с удивлением обнаруживаю, что ребенок тихо посапывает рядом. В соседних палатах не было других пациентов, кроме меня и сына. “Наверное, ночью кто-то новенький поступил”, – решила я. Плач не смолкал. Может быть, мама малыша отлучилась ненадолго? Встаю, иду на плач. Действительно, в соседней палате один малыш, следов присутствия матери нет. “Возможно, она еще находится в роддоме после кесарева сечения”, – предположила я. Но ответ медсестры на мой вопрос поверг меня в шок. Этой ночью женщина, родив очередного по счету ребенка, сбежала из больницы практически сразу после родов, бросив малыша в роддоме. Вот так просто оставила сына за ненужностью.
До сих пор помню этот случай, поразивший меня шестнадцать лет назад. Да собственно и сейчас ничего не изменилось в моем отношении к таким женщинам.
Социальная палата
По закону когда ребенок получает статус “отказного” в роддоме или изымается из неблагополучной семьи, он попадает в стационар, в социальную палату детского отделения Зейской больницы. Все брошенные дети попадают сюда, чтобы пройти обследование, а затем отправляются в сиротское заведение.
Социальная палата в нашем городе существует с сентября 1995 года. На протяжении 20 лет детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации, привозят именно сюда. Первоначально в палате находились только малыши, от которых отказались в роддоме, а сейчас, помимо них, здесь живут и те, у кого родители на первое место ставят алкоголь и разгульный образ жизни.
– С 1995 года социальные койки были на бюджете у города, – рассказывает заведующая детским отделением Елена Плескачевская, – в 2007 году они ликвидированы, хотя дети продолжали находиться в отделении на общих основаниях, дополнительного финансирования не было. Ведь эти дети теоретически здоровы, и их пребывание в больнице не может оплачиваться по медицинским полисам, на эти цели должны выделяться другие средства. С прошлого года социальные места также финансируются из бюджета, но платит за них министерство здравоохранения области. Специально для таких детей в больнице выделены три койки, которые никогда не пустуют.
Через социальную палату прошли в 2012 г. – 47 ребят, а к 2014, к сожалению, – 78. Из них от года до трех лет было в 2012 г. – 15, в 2013 и 2014 гг. – по 32 ребенка. За прошедший год из 78 – больных было 37 человек. Детей старше трех лет мы обследуем, лечим и передаем в приют. Малыши в возрасте до трёх лет зачастую находятся в больнице в течение трех-четырех месяцев, иногда живут около года – не по медицинским показаниям, а потому что Дома ребенка переполнены. Таким образом, малыши – непосредственно наша забота.
В прошлом году в отделении находилось 11 ребят из Магдагачинского района. А в 2015 только за первый квартал из этого района поступило 12 детей. В социальной палате созданы все условия: есть мебель, игрушки, они обеспечены полноценным питанием, в штатном расписании два воспитателя. Но желательно, чтобы дети быстрее попадали в приемные семьи и детские дома, потому что нет возможности нахождения здоровых детей в больнице длительное время. Все дело в том, что когда в отделении находятся порядка семи-девяти социальных детей, у нас снижается возможность для госпитализации больных. На сегодняшний день в социальной палате находятся пять человек, из них – три ребенка до трех лет и два подростка.
Они называют нас мамами
“Мама, мама”, – лопочет маленькая Вера, сидящая на коленях воспитателя Ольги, крохотными пальчиками старательно пытается застегнуть верхнюю пуговку ее халата. В это время полуторагодовалый Тима занят мозаикой, которую ранее “отвоевал” у Веры. Ольга прижимает к себе девочку и боковым зрением приглядывает за шустрым Тимофеем, а в соседней палате спит пятимесячный малыш.
Игровая комната общая на весь второй этаж отделения. На ее стенах висят детские рисунки. Воспитатели стараются заниматься с маленькими пациентами, вместе рисуют, делают поделки. В обязанности воспитателей входит уход за детьми из социальной палаты, а также детьми, госпитализированными без родителей. После шести вечера за детьми присматривают постовая медсестра и санитарка.
Ольга Иванова пришла в отделение сразу после медучилища, с тех пор уже 17 лет работает в качестве воспитателя.
– Раньше бывало, такие дети жили в отделении по два – три года, привезут их совсем махонькими, они растут на наших глазах и руках, – рассказывает Ольга, – когда много маленьких детей, причем до года и от года до трех лет, – хлопотно. Всех накорми, поиграй, спать уложи. Тяжеловато бывает, потому что разновозрастные. Но старшие дети помогают присматривать за малышами. Дети из таких семей вообще-то дружные.
Двухлетнюю Веру изъяли из семьи. Симпатичная девочка с косичками рассматривает меня смышлеными карими глазками. Тима в социальной палате находится уже в течение десяти дней вместе со своим пятимесячным братом. Эту семью постоянно патронируют полиция и органы опеки, мать как пила, так и продолжает пить. Никаких попыток к исправлению своего аморального поведения она не делает, естественно, детей ей никто не отдает.
– На улице тепло, хорошо? – интересуется у меня Ольга, – а мы вот гулять не ходим пока. Верхней одежды нет. Бывает, что привозят к нам деток в том, в чем были. В первую очередь мы нуждаемся в подгузниках, верхней одежде и обуви для маленьких детей. Одеваем по мере возможности, что-то сами приносим из дома, “Родник” хорошо помогает. Многие мамочки, полежав в отделении и увидев наших малышей, потом дарят вещи. Спасибо всем, конечно, за это.
– К детям, естественно, привязываемся, – продолжает свой рассказ Ольга, – многие называют нас мамами. Когда провожаем, плачем все: и они, и мы. Ведешь, бывает, малышей на прием в другое отделение, а они, увидев незнакомого врача, плачут, боятся. Успокаиваю их, говорю: “Не плачьте, сейчас домой пойдем”. Домой…
Пока здесь временное затишье. Хорошо бы, чтобы оно продлилось как можно дольше – так будет меньше печальных детских историй.
78 человек, у каждого из них своя судьба: домой было выписано 40 детей, в приют отправлено – 32, четверо малышей попали в Дом ребенка, и двое переданы под опеку. Это если говорить сухим языком цифр…
Что их ждет в жизни? Маленькие человечки, брошенные и преданные, лишенные счастья, вместо детства получившие лишь его суррогат…
Виктория Черепанова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...