Присела рядом... на всю жизнь

В доме селится грусть, когда нет рядом близкого человека. Чувство тоски Анну Лакалову преследует много дней, с тех пор, как ушел из жизни 77-летний супруг Виктор Иванович.
54 года рядом с надежным человеком. "Моей стеной", – говорит Анна Кирилловна. И вот теперь нет опоры. Жизнь словно остановилась. Каждый день – воспоминания счастливых мгновений. Память живет во всех вещах, в мимолетном запахе, в книгах, которые рядами стоят на стеллажах. Он читал всё подряд, с огромным интересом, запоями, до самых последних дней. А потом вслух пересказывал содержимое жене, ведь она десять лет назад практически лишилась зрения. Был на ты с Интернетом и компьютером.
В юности Виктор мечтал летать. Даже прошел отбор в лётное училище. Но в семье не наскребли денег, чтобы отправить парня учиться. Тогда он поступил в лесотехнический техникум, который был рядом с домом. По распределению попал в Зейский леспромхоз. Оттуда его забрали в армию. И там он нашел судьбу. Совершенно случайно Анна проходила мимо дома подруги, где в гостях был Виктор с приятелем. Аню пригласили посидеть с ними.
"Вот как села рядом, так на всю жизнь", – вздыхает Анна Кирилловна.
Свадьбу сыграли скромную. Подружки, сослуживцы что-то к столу принесли. Потом песни под гитару пели. Так и благословили молодоженов на долгую жизнь.
"Потом мы переехали в Зейский район, – продолжает разговор Анна Кирилловна, – Виктор Иванович работал в леспромхозе. Сначала направили в Тыгду начальником лесобазы. В это же время он поступил в Хабаровский политехнический институт на заочное отделение. Отгружали тогда по 20 вагонов в день, лес шёл в Японию. Затем перевели в контору старшим инженером по качеству леса, успел поработать начальником производственного отдела. Командировки – с понедельника до субботы, ведь надо было побывать на девяти лесопунктах".


После был Потехинский леспромхоз, должность главного инженера. И десять лет любимой работы. Но у государства были планы по строительству Зейской ГЭС. На долю Виктора Ивановича выпала обязанность по переселению людей из зоны затопления.
"Уж сколько было обид, – вспоминает Анна Кирилловна, – с насиженных мест народ срывали. Чего только не выслушал Виктор. Думаю, он своё здоровье еще тогда подорвал. Разве ж сердце выдержит такое".
Некоторое время семья прожила в Хвойном. Потом главу семейства пригласили на Зейский лесоперевалочный комбинат, где, правда, проработал он недолго, так как требовался директор в Верхнезейский леспромхоз. Вел активную общественную жизнь, избирался депутатом городского Совета, несколько раз – парторгом, награждали его грамотами, юбилейными медалями, присвоили звание ветерана труда. А в суровые 90-е, когда в стране царила полная разруха, предприятие лопнуло. Лес был не востребован, зарплату сотрудникам платить нечем. Так директор и его коллектив остались без работы.
Но Виктор Иванович не сидел сложа руки. Некоторое время жили на пенсию жены, а потом завели корову.
"Всё сам делал, – смахивает слезу Анна Кирилловна, – огород сажал, за скотиной ухаживал. По дому всю работу выполнял: стирал, белил, гладил, порядок наводил, еду варил. Не в его натуре было падать духом. Так и выжили. Он любил фотографировать, играл на гитаре. Хоть большую часть времени с нашими двумя сыновьями проводила я, отец для них был авторитет. Младший до последнего дня ухаживал за папой, когда тот слёг".
Говорят, время лечит, но вряд ли это относится к Анне Кирилловне, которая пока только учится жить без второй половинки.
Марина ТИШКОВА.
Фото из архива семьи Лакаловых.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...