С продажей алкоголя в области – бардак?
О ситуации на рынке торговли алкоголем и эффективности мер, принимаемых органами контроля по выявлению и пресечению нелегального оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, говорили участники совещания, которое провёл губернатор Приамурья Александр Козлов.
Число отравлений растет
Эта проблема касается как региона в целом, так и отдельных городов и сёл. Напрямую она влияет на уровень жизни в поселениях. Стали ли пить меньше в связи с введением в 2013 году «алкогольных санкций», ограничивающих время торговли спиртным? Или вместо акцизного товара в употребление пошли суррогаты? Еженедельные медицинские отчёты, увы, не утешительны: от суррогатов народ травиться меньше не стал. Причём не всегда люди покупают опасную продукцию с рук: изымаются тысячи литров алкоголя, продающегося с нарушением законодательства. Пить больше стали и спиртосодержащую продукцию, которая не относится к алкогольной и продаётся в любое время суток (лосьоны, денатураты и другое).
Во встрече, проведённой в режиме видеоконференции, приняли участие министр внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства областного правительства Игорь Горевой, прокурор Амурской области Николай Пилипчук, руководители муниципалитетов области, в том числе г. Зеи и Зейского района.
«Объём продаж легального алкоголя снижается, – обратился к присутствовавшим глава региона, – зато растёт число отравлений и летальных исходов из-за употребления спиртосодержащей продукции другого назначения: парфюмерных изделий, денатуратов. В 2015 году в области по этой причине погиб 291 человек. Это на 45 процентов больше, чем в предыдущем году».
В настоящее время правительство региона разрабатывает поправки в законодательство, которые могли бы расширить полномочия регионов в вопросе введения особых требований к торговле отдельными видами продукции. Это касается, в том числе, права устанавливать ограничения по времени, месту торговли алкоголем, вплоть до полного запрета. Поправки позволят ужесточить ответственность за торговлю алкогольной и спиртосодержащей продукцией без лицензии. Правительство также подготовило законодательную инициативу о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях. В частности, предлагается изменить штрафы за нарушение правил торговли алкогольной продукцией для юридических лиц: вместо 5–10 тысяч рублей сделать 50 и более тысяч. Инициатива уже одобрена Заксобранием области и отправлена на уровень Госдумы.
Главная причина – уход в тень
Однако министр внешэкономразвития Игорь Горевой подчеркнул, что, несмотря на ужесточение мер, ситуация по алкоголю в лучшую сторону не меняется.
«В последние годы на федеральном уровне ужесточены условия производства оборота алкогольной продукции, в том числе розничной продажи, введена уголовная ответственность за его продажу несовершеннолетним, – доложил министр. – Законодательство России продолжает модернизироваться, но при этом говорить о качественном выздоровлении ситуации пока рано. С одной стороны, продажа спиртоводочной продукции снизилась. Казалось бы, это должно свидетельствовать о сокращении её потребления населением. На самом деле это не так. Легальную алкогольную продукцию вытесняют дешёвый суррогат и безакциз. По данным статистики, легальная продажа алкоголя сократилась с 989 000 дал в 2005 году до 600 000 дал в 2015: минус 33 процента (дал – одна из объемных основных мер в виноделии, по определению равна 10 литрам – прим. ред.). Возможно, какая-то часть связана с уменьшением потребления, но главная причина – перетекание продаж в тень».
По мнению специалистов, ситуация частично спровоцирована акцизной реформой, которая началась с 2012 года. Если, по словам Горевого, в 2010 году самая дешёвая водка в магазине стоила 100-110 рублей за пол-литра, то в 2014 году – 220 рублей. Акциз на крепкий алкоголь с 2007 по 2014 годы вырос на 300 процентов, на натуральные вина – на 360 процентов. При этом известно, что в нелегальной рознице её цена 100 рублей.
По мнению министра, способствуют росту нелегального сектора и жёсткие ограничения времени продаж алкоголя, которые были введены при ликвидации последствий катастрофического наводнения в августе 2013 года.
«Несомненно, что меры сыграли свою краткосрочную эффективную роль, – уверен Игорь Горевой, – однако при их длительном применении они начали вести к росту теневого сегмента рынка. Министерством разработан законопроект, изменяющий верхнюю временную границу продажи алкоголя: до 21 часа в магазинах и заведениях общепита, если они находятся в жилых домах, и до 23, если в отдельно стоящих зданиях».
Обоснований для послабления нет
Однако решит ли проблему увеличение времени законной торговли алкоголем? В этом сомневается прокурор области Николай Пилипчук, прямо назвавший ситуацию на алкогольном рынке Приамурья бардаком.
«Прежде чем внести изменения по разрешённому времени торговли алкогольной продукцией, нужно предоставить жителям региона веские для этого обоснования, – заявил прокурор. – Пока обоснований о послаблении антиалкогольного законодательства я не услышал. Почему вы считаете, что увеличение времени на продажу спиртного вдруг ни с того ни с сего привьёт у населения культуру питья? Это мы проходили и это не обоснование. С ходу разрешить – не факт, что будет хорошо. Вопрос изменения областного закона об ужесточении вызовет вопросы. Пока эти предложения, как говорил бывший руководитель ЦК КПСС, попахивают волюнтаризмом».
С доводами прокурора согласился губернатор Александр Козлов.
«Если приняли закон, а потом начинаете его менять влево или вправо, объясните, зачем и почему, – сказал губернатор, – было наводнение – были одни условия и одни требования, прошло – другие. Провести необходимо и анализ ситуации со всех точек зрения (правоохранительных органов, медицины, товарооборота), учесть многое другое».
Участники совещания договорились по этому вопросу провести отдельную встречу.
Лариса Федотова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...