Проблема системного порядка
– Я согласен с мнением потребителей коммунальных услуг, что стоимость тепла очень высокая, – начал разговор о проблемах закупки угля генеральный директор ООО “ТЭК-Зея” Валерий Дедышев. – Но давайте попытаемся разобраться в вопросах ценообразования.
Никто не станет спорить с тем, что за всё нужно платить. Люди безропотно платят за укол в поликлинике, за печать, поставленную нотариусом, не особо задаваясь вопросом о фактической стоимости этих услуг. Да, тепло обходится дороже, но и затраты на его производство неизмеримо выше стоимости взмаха рукой с зажатой в ней мастичной печатью. Впрочем и ответственность за качественное выполнение этой услуги на порядок выше. Ну, кого интересует, что в январе, когда из-за низкой температуры остановились красноярские разрезы, а мы были вынуждены подгребать “из сусеков” лопатами остатки топлива, чтобы обеспечить теплом людей? Потребителя не волнует, как мы решаем возникшие проблемы, его интересует качество конечного продукта, и это правильно.
Но “котлеты отдельно, а мухи отдельно”: техническая сторона вопроса – мои проблемы, а вопросы социальной защиты населения – не мои. Это нужно понимать.
Теперь о тарифе на тепловую энергию. Многие ли знают, что в течение последних трёх лет для нас он остаётся практически неизменным? И это при том, что в то же время увеличились тарифы на электроэнергию, железнодорожные перевозки. В этой ситуации необходимо было искать пути выхода. В качестве одной из мер – сокращение численности работников предприятия: из коллектива, насчитывавшего 1200 человек, осталось 600 работников. При этом уровень заработной платы остаётся неизменным, хотя с учётом инфляции зарплату работникам нужно повышать.
Но мы-то ещё умудрились вложить средства в модернизацию оборудования, и нам удалось вплотную приблизиться к нормативам по расходу угля для производства тепловой энергии. Теперь вопрос: какой в этом смысл? Я вложил средства, но лишён возможности не то чтобы что-то поиметь от своей инициативы, но хотя бы окупить расходы. Более того, уменьшилось субсидирование. Получается, что выигрывает тот, кто ничего не делает.
На страницах “ЗВ” уже не единожды рассказывалось, что тарифы (в том числе и на тепло) берутся не с потолка, а утверждаются Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (УГРЦиТ). Но если нам тариф поднимают на 0,8-1 процент, то для потребителей тепла – на 3-4 процента. В результате получается, что государство несёт меньшую нагрузку на компенсацию выпадающих доходов и перекладывает это на плечи населения. В свою очередь это самое население, увидев в расчётке цифры, обращает свой гнев не на УГРЦиТ, а на ООО “ТЭК-Зея”: “Когда же вы нажрётесь?”.
Если проанализировать условия работы электрокотельной Зейской ГЭС и угольных котельных ООО “ТЭК-Зея”, то сравнение будет не в нашу пользу. Для электрокотельной не нужно завозить уголь, покупать электроэнергию, получатель тепла – микрорайон Светлый – расположен компактно и на небольшом от котельной расстоянии. В нашем случае есть проблема закупки угля, его доставки, потребители разрозненны, а главное, серьёзные расходы мы несём при транзите тепловой энергии. Например, протяжённость теплотрассы до микрорайона Солнечного – три километра, а до 47-го квартала – 2,8 километра. Всё это увеличивает стоимость тепла.
Для того чтобы купить уголь, я должен сначала продать тепло, а чтобы его выработать – купить уголь. Брать банковские кредиты под 29 процентов? А кто их будет компенсировать?
Начали отопительный сезон. В тарифе заложены расходы топлива, скажем, три тысячи тонн в месяц, стоимость этого количества топлива и включена в тариф. По истечении месяца, продав тепло, я должен рассчитаться за уголь. Но предприятие-то не получает 100 процентов платы за оказанную услугу. Меня вызывают в правительство области только за то, что предприятие задолжало по электроэнергии 400 тысяч рублей. Со мной разговаривают на повышенных тонах, требуют немедленного погашения мизерной, в сущности, задолженности, грозят отключением. Но при этом никого не интересует, что дебиторская задолженность перед ООО “ТЭК-Зея” – 100 миллионов рублей. “Крутишься, Дедышев? Ну и крутись – твои проблемы”. А то, что мне не поступили деньги из бюджетов разных уровней, не волнует никого. В лучшем случае доверительно скажут: “Ну, ты же, Борисович, понимаешь, что в бюджете денег нет”.
То, что бюджетных денег нет, я понимаю, а как жить мне? Чем воду до кондиционного состояния нагревать? Энтузиазмом? Так кончились те времена, когда ставку делали на бессребреников. За спасибо никто сейчас вкалывать не будет: ни на угольном разрезе, ни в котельной. И, кстати, правильно сделает. Труд должен оплачиваться.
А на деле? На деле получается: детский садик за долги не отключишь – детей простудишь, больницу в подаче тепла не ограничишь – больные замёрзнут. Ну, мы же не звери какие-то – топим. И получается: нам должны, а мы продолжаем тепло подавать. Мы же не электроэнергетическая компания, которая решает свои вопросы с помощью рубильника.
Может быть, в Зее есть солидные предприятия, сотрудничая с которыми я мог бы свести концы с концами? Нет таких. 16 ларьков мелкорозничной торговли погоды не сделают.
Такие вот дела. И весь мой сказ на вопрос по поводу закупки угля.
Записал Григорий Филатов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...