Лучше вовремя начать
В заключительном материале цикла публикаций, посвящённых модернизации системы теплоснабжения города, речь пойдёт о котельных. (вступление)
(Окончание.Начало в №№ 10, 12).
Котельная № 12: тепловая, мощность – 86 Гкал/ч. Подключённая тепловая нагрузка – 17,9 Гкал/ч. То есть почти в пять раз меньше! Что это значит? Одна из статей расходов, из которых складывается себестоимость продукции, а значит, и цена, – амортизационные отчисления. Определяются они как процент от стоимости основных фондов предприятия. По сути дела, это деньги, которые предприятие откладывает на замену устаревшего и пришедшего в негодность оборудования. Если из четырёх котлов на котельной работало два, то амортизационные отчисления всё равно берутся со всех четырёх. Мощности любого из установленных на котельной № 12 котлов хватает для покрытия нагрузки в 18 Гкал/ч. Ещё один котёл необходим в качестве резервного. Теперь понятно, что амортизационные отчисления на два из четырёх установленных там котлов потребители оплачивают без какой-либо необходимости.
То же самое можно сказать и о котельной № 11. Здесь тепловая нагрузка в два раза меньше установленной мощности. Причём эти городские котельные, а также электрокотельная Зейской ГЭС, расположены не так уж далеко друг от друга. А от котельной № 11 в своё время была даже проложена теплотрасса до посёлка Светлого-2, но её впоследствии демонтировали.
Следующий этап модернизации – сокращение излишних тепловых мощностей и оптимальное распределение нагрузки между теплоисточниками – напрашивается сам собой. Необходимо закрыть котельную № 11, а присоединённую к ней нагрузку распределить между электрокотельной Светлого и котельной № 12. Но даже в этом случае тепловые мощности котельной № 12 значительно превысят подключённую к ней нагрузку, а потому часть её оборудования нужно будет демонтировать.
В результате возникнет серьёзная социальная проблема, связанная с сокращением обслуживающего персонала котельных. У меня нет вариантов её решения. Очевидно только одно: модернизация проводится не для того, чтобы сохранять численность персонала. Она предназначена для повышения эффективности производства и снижения затрат на выпуск продукции. А вот если неэффективное производство сохраняется, не делается никаких попыток его модернизировать под предлогом сохранения рабочих мест, то подобное вызывает серьёзные опасения в искренности этой декларации.
И ещё о котельной № 12. Установленные там котлы со слоевыми топками имеют КПД в пределах 80 процентов. В процессе эксплуатации этот показатель снижается и довольно значительно. Кроме всего прочего, слоевые топки очень чувствительны к непроектному и низкокачественному топливу. Райчихинский бурый уголь – как раз такое топливо. Сейчас ООО “ТЭК” использует более качественный уголь из Красноярских месторождений. В этом заслуга руководителя предприятия, но даже при таком раскладе этот уголь – непроектное топливо. Исходя из этого, предположу, что реальный КПД котлов городских котельных – в пределах 65–70 процентов.
Между тем сейчас есть технологии, позволяющие сжигать твёрдое топливо (даже низкокачественный уголь и смесь разных углей) в тех же котлоагрегатах с минимальными переделками. В результате значительно увеличиваются их надёжность, мощность и экономичность.
Примером таких технологий может быть сжигание угля в топках с высокотемпературным кипящим слоем (ВТКС). Подобные котлы, кстати сказать, устанавливаются в соседней Якутии. Резерв по котлам на котельной № 12 как раз позволяет спокойно смонтировать (либо реконструировать существующий) котёл под технологию ВТКС. Реконструируемые котлы надёжно работают в широком диапазоне нагрузок, могут быть применены для сжигания самых разнообразных и низкокачественных видов угля и обеспечивают высокий (до 87 процентов) КПД.
И последнее. В нижней части города расположены несколько групп общественных и жилых зданий, подключённых к системе центрального теплоснабжения города. Одна такая группа располагается возле школы № 1, а вторая – вдоль улицы Мухина (от почтамта до отдела внутренних дел). Эти две группы образуют центры потребления тепловой энергии. Но, с одной стороны, они недостаточно крупные, чтобы оправдать прокладку протяжённых тепловых сетей, а с другой – вполне достаточные, чтобы загрузить небольшие котельные, расположенные в непосредственной близости от них. Топливом для таких котельных может стать древесина (в том числе валежник). И не нужно думать, что это допотопные котельные, где кочегар вручную закидывает чурки в топку. Современные котельные на древесном топливе работают на топливных гранулах – пеллетах или на древесной щепе. Они полностью автоматизированы, имеют высокий КПД, способны стабильно поддерживать режим тепловой сети в соответствии с температурным графиком. И если оборудование для производства пеллет недёшево, то для производства щепы не нужно дорогостоящего оборудования, а топлива – валежника даже вокруг города предостаточно.
Предложенная в опубликованных статьях программа модернизации системы теплоснабжения требует не только серьёзных финансовых затрат, но и детальной проработки, а также тщательного контроля на всех стадиях её реализации, времени и сил. Но к модернизации существующей системы придётся приступать в любом случае. Лучше сделать это своевременно, а не дожидаться, когда к этому нас принудит серьёзная авария.
Фёдор Козодой.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...