Александр Сучков: «Любуйтесь природой, мы сделали её копию»

В здании Зейского заповедника близится к завершению оформление природного музея «Зея заповеданная». Весной планируется его открытие.
«Зейским вестям сегодня» удалось окунуться в творческий процесс и побеседовать с вдохновителями самых неожиданных идей.
Все эмоции, когда переступаешь порог будущего музея, укладываются в одну фразу «Вот это да-а-а-а!». И повторяешь её десятки раз, пока осматриваешь экспозицию.
Эвенкийский чум с тлеющим очагом в центре. Рядом – северный олень смотрит на тебя влажными бархатными глазами. Переводишь взгляд, а там, в брусничнике, – глухарь. Кажется, стоит сделать движение, и он вспорхнет на ветку дерева, покрытого мхом с северной стороны. За каменной глыбой притаилась кабарожка. С противоположной стороны – пугливая косуля. А вон – прыткий бурундук. В маленьком водоеме плывут по своим рыбьим делам ленок, хариус и другие рыбки.
Творческие замыслы воплощались в жизнь почти два с половиной года. Концепцию разрабатывали на художественном совете, в который вошли заместитель директора Зейского заповедника по экологическому просвещению Анна Колмыкова, методист Наталья Стаброва и художник из Хабаровска Александр Сучков.
Они рассказывают, что первоначальный проект был сделан еще в 2010 году, совместно с экоцентром «Заповедники», сотрудники которого специально приехали из Москвы и вместе обошли и объехали всю территорию заповедника. В этой экспедиции родилась концепция, объединяющая любовь к природе, и самые необыкновенные идеи – как подать ее зрителю. Там были дорого-стоящие – «навороченные» эффекты: интерактивные заставки, видеоряд и другое. Спустя десять лет в этот проект было внесено много изменений, убрали электронную «начинку», которая тогда казалась необыкновенным чудом, а сейчас ей никого не удивишь.
Все, что было задумано, в жизнь должен был воплотить Александр Сучков. Александр Александрович в молодости работал в институте преподавателем на художественно-графическом факультете. Потом его призвали в армию и там привлекли к оформлению окружного военного музея, где, как он говорит, приобрел профессию музейщика. И с 1985 года Сучков уже оформил 40 с лишним музеев по всему Дальнему Востоку.
«В декабре 2020 года собрались в этом зале Анна Колмыкова, Наталья Стаброва и я, чтобы решить, какой будет основная идея нашего музея, – рассказывает Сан Саныч (так по-свойски его называют знакомые). – И она оказалась простой, как дважды два. Мы решили не «убивать» живую природу ради того, чтобы показать ее в зале. Это должна быть не содранная с медведя шкура и набитая опилками, а вырезанная из дерева фигура. Деревья – не спиленные в лесу, а вылепленные в мастерской с добавлением коры. Растения тоже все искусственные. Мы не навредили природе, мы сделали её копию. Приходите, любуйтесь, а если вам хочется посмотреть пейзаж в натуре – езжайте, смотрите в лесу».
Художник вспоминает, как все начиналось. Обшарпанные стены, пол, потолок – весь интерьер пришлось делать заново. Потом в течение года шла роспись природных подкладок для растений, животных. В спорах приходили к общему мнению, многие идеи рождались по ходу работы, и их воплощали в жизнь. Так в экспозиции появились кабинет директора, таежная избушка и даже лабаз, для которого специально изготовили скульптуру росомахи.
«Эксклюзив музея Зейского заповедника еще и в том, что мы оформили стены вставками – нарисованными на стекле животными с созданием 3D-эффекта. В помещении не будет создаваться отталкивающей атмосферы: отсутствует запах, исходящий от чучел животных, в которых иногда еще и жуки заводятся», – продолжает Александр Сучков.
Следует немного рассказать также о хакасском художнике-резчике по дереву Антоне Овдине, чьи работы представлены в экспозиции. Он сотрудничает с российскими заповедниками и изготавливает для их музеев и визит-центров скульптуры животных. В своей работе мастер использует только кедр, который пилится на пластины. Из них собирается полая внутри форма. С помощью инструментов вырезаются шерстинки животных, перья птиц, чешуя рыб. В завершение резчик доводит скульптуры до идеала – наносит краску. И тогда фигура становится настолько реалистичной, что её сложно отличить от оригинала.











«Если вы помните, в нашем музее раньше были чучела животных, – рассказывает Наталья Стаброва, – и дети часто спрашивали: «А вы специально их убили?». Теперь таких вопросов не будет возникать. Мы можем похвастаться тем, что в нашем музее будет самая большая коллекция работ Антона Овдина, которая есть в России на данный момент. Здесь и крупные животные: медведь, баран Аллена. Много представителей отряда млекопитающих, хищников, 12 видов птиц, грызуны. У нас два зала. В одном представлена природа Зейского заповедника, во втором – Токинско-Станового национального парка. Здесь все времена года – весна, лето, осень, зима, а также высотная поясность растительности: дубово-черноберезовые леса, затем лиственничники, белоберезники, кедрово-стланичники и потом – горная тундра. Животные расположены примерно в тех местах, где они наиболее часто встречаются. Также в музее представлена и Арбинская писаница, как уникальный памятник природы нашего района. В зале нацпарка тоже растительный и животный мир, характерный для этих мест. Будет витрина, посвященная Григорию Федосееву».
Есть еще приятные сюрпризы, которые сотрудники заповедника приготовили его посетителям.
«Музей природы – для меня мечта, которой уже 18 лет, – говорит Анна Колмыкова, – когда 12 лет назад рисовали эскизы, мы не ограничивали полет фантазии вопросом, сколько будет стоить воплощение наших идей.
Но когда Александр Сучков посчитал стоимость первоначального проекта, сумма приближалась к десяти миллионам. Я несколько лет даже в списке новогодних желаний писала: «финансирование на музей». Однако мечта, видимо, была такой объемной, что исполнялась постепенно: в 2013 году мы с Сан Санычем сделали детский экокласс, в 2019 с зейской художницей Катей Агеевой оформили конференц-зал. И вот в конце 2020-го директор неожиданно озадачил: «Есть «свободные» четыре миллиона…». Чудо свершилось благодаря национальному проекту «Экология», из которого финансировались работы по созданию Токинско-Станового национального парка. Конечно же, мы решили средства вкладывать в музей! Срочно делали сметы с Сан Санычем, списывались и заключали договоры с Антоном Овдиным, приобретали стройматериалы для ремонта помещения. Стоимость только деревянных скульптур приближается к двум миллионам, столько же ушло на ремонт и кропотливую работу по росписи стен, создание витрин, стендов. Работа не раз оказывалась под угрозой. Наши художники тяжело перенесли ковид и его осложнения, Антон в процессе работы получил травму. Но сейчас мы уже на финишной прямой, надеюсь, скоро откроем пока еще старые двери для первых экскурсий. Новые двери, ремонт и художественное оформление холла – это следующий этап воплощения мечты. А о нем мы подумаем после завершения музейной экспозиции».
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...