Высоко над цивилизацией
С момента учреждения Токинско-Станового национального парка в 2019 году ни один летний сезон не обходится без экспедиций по изучению флоры и фауны особо охраняемой природной территории. Ученые: зоологи, ботаники, орнитологи и другие специалисты – начиная с весны и до поздней осени проводят мониторинг и наблюдения.
Уже имеются труды с оценкой работы на особо охраняемой природной территории, исходя из опыта, намечены важнейшие направления по улучшению охраны животного мира и мониторингу.
Восьмой полевой сезон
Первые исследования фауны и млекопитающих на территории Токинско-Станового национального парка были проведены в 1914 году. После долгого перерыва они возобновились только в 1992 – 1993 годах. И если считать нынешний год, то это восьмой полевой сезон, пять из которых проведены Зейским государственным природным заповедником с привлечением экологов и ученых из разных регионов России.





Непосредственно на территории национального парка удалось подтвердить обитание 27 видов млекопитающих; среди них бурозубка, заяц, белка, лемминг, волк, лисица, бурый медведь, росомаха, соболь, горностай, рысь, кабарга, лось, дикий северный олень, снежный баран и другие.
В национальном парке и на сопредельной территории создана система зоологического мониторинга, основу которой составляют 15 участков учета относительной численности мелких млекопитающих, а также пять участков наблюдений за снежными баранами и другими крупными зверями.
На территории нацпарка также отмечено 15 видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, например, здесь находятся места массового отдыха стерхов на магистральном пути их сезонных пролетов (вид занесен в Красные книги Российской Федерации и Международного союза охраны природы).
Насыщенное лето
Сезон этого года был особенно насыщен количеством экспедиций, побывавших на Становике, стал он плодотворным и в плане проведения исследований.
«В этом году у нас было семь вертолетных рейсов на территорию нацпарка, – рассказывает директор Зейского заповедника Сергей Игнатенко, – работало нескольких научных групп. Получилось доставить материалы для усиления инфраструктуры, благодаря чему удалось благоустроить стационарный лагерь, который третий год работает на перевале Зея – Большие Туксани на высоте 1500 метров над уровнем моря. Это место, где ведется наблюдение за краснокнижными горными баранами Аллена. Они приходят на солонец, где слизывают и поедают туф из вулканического пепла, выходящий на поверхность, насыщая организм микроэлементами. В первой половине лета в этом месте плотность населения баранов увеличивается до 100 – 150 голов на 10 кв. км. Там установлены фотоловушки, которые остаются и на зиму. В течение лета группы исследователей, которые занимаются мониторингом, сменяют друг друга. Ученые едут к нам отовсюду. Первым рейсом забросили Юрия Дармана и Светлану Титову из Приморского края».
Баран Аллена – малоизученный подвид толсторога. И сейчас в Токинско-Становом национальном парке созданы условия для наблюдений за популяцией этих редких животных.
«В прошлом году на территории нацпарка в первой половине июня и в июле работало три группы специалистов, – продолжает Сергей Юрьевич, – отряды работали одновременно на нескольких перевалах, отслеживая максимальное количество посещений баранов на солонцах. Было подтверждено, что они приходят с большой территории. Специалисты считают, что у нас обитает не менее 300 особей баранов Аллена. Причем зимой они не покидают территорию национального парка. Кормовая база разнообразная, и в зависимости от сезона бараны перемещаются между различными участками. В этом году удалось посмотреть, как они ведут себя весной. Участники первой экспедиции высадились 1 июня и сразу увидели свежие следы медведя. В высокогорье был еще глубокий снег, исследователям приходилось передвигаться на снегоступах. Но медведи уже вышли из берлог. И, как оказалось, им в это время случается добывать баранов. Медведи относительно легко передвигаются по снегу, а бараны, если напуганы и начинают убегать, иногда застревают в сугробах, им трудно передвигаться по насту. Жертвами медведей чаще всего становятся новорожденные ягнята, реже – молодые особи, появившиеся на свет в прошлом году».
Бараньими тропами
На перевале Зея – Большие Туксани с 1 июня до конца августа отработало три группы ученых. И еще два инспектора занимались строительством и обустройством стационарной базы.
Сергей Подольский, кандидат географических наук, заместитель директора Зейского государственного заповедника по научной работе, в этом году с экспедиционной группой обследовал окрестности озера Оконон. Это самое большое озеро национального парка площадью 1 кв. км. И еще – вероятно, это самый глубокий естественный водоем Амурской области, по некоторым сведениям – около 70 метров. Стояла задача – отыскать еще два солонца, куда приходят бараны Аллена.
«С реки Ток пришли двое каюров с оленями, – рассказывает Сергей Игнатенко, – в этих труднопроходимых местах без их помощи не обойтись. Один солонец был найден. С Сергеем Подольским работал Алексей Антонов – орнитолог, кандидат биологических наук из Хинганского заповедника. Он с напарником обследовал территорию, примыкающую к юго-западной границе национального парка. Ученых вначале забросили на берег реки Ток, где располагалась база оленеводов, а потом они ушли на юг – на реку Сивакан. Это заболоченное место со множеством озер, где останавливаются на пролете околоводные виды птиц, многие водоплавающие гнездятся и проводят линьку. Участок представляет особый интерес с точки зрения охраны редких видов птиц: там на пролете останавливаются стерхи – редчайшие белые журавли, занесенные в Красные книги России и Международного союза охраны природы (МСОП), отмечено крупнейшее в Амурской области скопление таежных гуменников во время линьки. Алексей Антонов, кстати, после первой экспедиции вернулся в сентябре второй раз, чтобы провести изучение осеннего пролета журавлей на юг. Эта территория требовала обследования с точки зрения обоснования охранной зоны по периметру национального парка. Мы считаем, что при проектировании охранной зоны её нужно делать шириной не километр, а значительно больше».
Слышали о тихоходках?
В этом году в составе научной группы проводил исследования биолог Сергей Рындов. Он изучал тихоходок. Найдется не очень много людей, которые слышали о тихоходках. Это одни из самых удивительных животных на планете. Размеры этих древних организмов от 0,1 до 1,5 мм. Самые ранние имеющиеся окаменелости с их отпечатками датируются кембрийским периодом около 530 млн лет назад. Тихоходок еще называют водяными медведями, так как они чаще всего встречается в воде и из-за медленной походки, которая напоминает медвежью. Внешне же они больше напоминают не медведей, а миниатюрных коротеньких гусениц.
Они могут обитать где угодно, но предпочитают жить среди мхов и лишайников, потому что там в достатке их любимой пищи – клеток растений, водорослей и крошечных беспозвоночных. Но тихоходок обнаруживали и на высотных пиках гор, и в глубоких океанских впадинах, в грязевых вулканах и в тропических лесах. Говорят, что если на Марсе есть вода, то они вполне могли бы жить и там.
Зачем изучают тихоходок? Все дело в криптобиозе (приостановка жизнедеятельности), в который они могут впадать при экстремальных условиях. В это время отключаются организм и внутренние функции, а при благоприятных условиях они вновь возвращаются к активной жизни. Эта способность исследуется при криогенной заморозке организмов.
Ученый Сергей Рындов провел отбор пробного материала, чтобы определить, какие тихоходки живут в Токинско-Становом национальном парке.
«Если подвести итог этого сезона, – говорит Сергей Игнатенко, – то можно сказать, что выполнена большая работа. Кроме научной деятельности, мы смогли улучшить инфраструктуру базы на перевале Зея – Большие Туксани. Надеюсь, что нам выделят средства также на заброску в этот лагерь разборного чума, который собирается из современных сэндвич-панелей. Это будет завершающее строение на базе, которое, конечно, облегчит полевую жизнь исследователей».
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...