Через экологию - к устойчивому развитию страны
Четвертая, уже ставшая традиционной, международная конференция “Экологическое образование на современном этапе для устойчивого развития” прошла в Благовещенске
на базе педагогического университета. На конференцию подало заявки рекордное число участников – 180 человек.
Их доклады едва уместились в два больших тома. На конференции присутствовали представители КНР и Германии.
С приветственным словом к участникам обратился ректор педуниверситета Юрий Сергиенко, заместитель министра природных ресурсов Амурской области Василий Офицеров. На пленарном заседании было заслушано семь докладов.
Завкафедрой ЮНЕСКО “Морская экология”, доктор биологических наук Надежда Христофорова (г. Владивосток) сделала доклад по теме “Государственная политика в экологическом образовании”. Экология как учебный предмет была введена в базовый учебный план с 1994 года. В 250 институтах готовили экологов. Ежегодно их выпускалось 78 тысяч. Но начавшиеся непонятные реформы в образовании вывели экологию сначала в региональный компонент, а с 1999 года была вообще прекращена подготовка учителей экологии. В редких школах сейчас ведётся этот предмет, что негативно сказывается на экологическом воспитании и образовании.
Надвигающийся экологический кризис заставил людей обратить серьёзное внимание на окружающую среду. Нынешнее состояние экологии, рост заболеваемости среди населения ставят вопрос: “Быть или не быть человечеству”.
Подтверждением того, как далеко российское образование от экологически продвинутых систем обучения в развитых странах, показывает международная статистика. Показатели по России не радуют:
– расходы на образование – последнее место среди ведущих стран;
– рейтинг благосостояния – 63 место;
– доля в производстве высокотехнологичной продукции – последнее место;
– природоёмкость ВВП – последнее место.
В апреле 2012 года президент России утвердил экологическую политику до 2030 года на основе государственной поддержки учреждений в области экологии. Сегодня мы должны формировать у населения и, особенно у молодёжи, экологическую культуру; включить в новые образовательные стандарты вопросы по охране окружающей среды.
Илья Болотский (г. Благовещенск) в своём докладе “Современное состояние системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Амурской области” отметил, что в нашем регионе имеются три заповедника с общей площадью более 407,6 тысячи гектаров, 36 заказников общей площадью более трех миллионов гектаров, 55 памятников природы регионального значения площадью более 16 тысяч гектаров. Общая площадь ООПТ на территории области составляет почти четыре миллиона гектаров (10,72 % территории области). Это неплохие показатели, но докладчик отметил, что в настоящее время нам необходимо приступить к изучению природных комплексов.
Необычным было выступление представителя педагогического института Цзюань Ли из Хэйхэ по теме “Специфика экологического образования в Китае”. Он говорил на китайском языке, а русский текст показывался на экране.
Затем участники разошлись для работы по секциям. В шести секциях было заслушано более ста докладов из разных регионов России. Город Зею на конференции представляли сотрудники Зейского заповедника (Сергей Игнатенко, Анна Колмыкова), учитель биологии лицея Елена Землянская и я. Мы выступали с докладами на секции “Дополнительное экологическое образование”, а представители заповедника – в секции “Экологическое просвещение в системе ООПТ”. Елена Александровна поделилась опытом сотрудничества лицея и заповедника, а я опытом тридцатилетнего руководства научным обществом учащихся, где ведется экологическое образование учащихся, их профориентация. Интересными были доклады многих работников образования Амурской области, Хабаровска, Якутска, Владивостока.
Михаил Кремнев,
директор
станции юннатов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...