Дом, где рождаются чудеса

Мозговой центр
Из интервью директора Дома культуры «Энергетик» Светланы Гурской: «Все мероприятия начинаются с написания сценария. Это основа всего. Отсюда уже идут и декорации, и звук, и свет, и костюмы. У нас сценарии пишут режиссер-постановщик Надежда Киряева и помощник режиссера Оксана Наконечная. Причем в своей работе они используют только документальную и художественную литературу, из Интернета ими не использовано ни одного сценария».
Их можно с уверенностью назвать мозговым центром любого мероприятия. И они безумно влюблены в свою профессию.
– Не поверите, но идея сценария праздника иногда рождается из… одного-единственного предложения или даже строчки из песни. Мы и стихи сами переделываем, и песни, – улыбаясь, говорит Надежда Александровна.
Она удивительно солнечный человек. Кажется, что и на свет-то Надежда родилась с улыбкой. В «Энергетике» работает около шести лет. До этого преподавала музыку в Сосновоборской школе. Кстати, по специальности она учитель музыки, музыкальный руководитель и хореограф.
– Если надо, я и спеть, и станцевать могу, – смеется Надежда Александровна.
Как писала свой первый сценарий, режиссер-постановщик помнит до сих пор. Говорит, что пришлось массу литературы «перелопатить», и еще помнит, как сильно волновалась тогда: а вдруг не получится? Со временем появилась уверенность и не только в своих силах, но и в силах и возможностях коллектива Дома культуры. Все приходит с опытом.
– Сценарий какого мероприятия интереснее писать? Того, которое мы еще не проводили. Допустим, государственные праздники из года в год повторяются, соответственно ты уже знаешь, что надо включать в ту или иную программу. А когда праздники или внеплановые мероприятия проводятся впервые, вот они и есть самые интересные, – уверена Надежда Александровна, – увлекательно было работать над конкурсной программой «Салют Победы». Вот тогда у нас у всех всё кипело! Столько было фантазии, предложений! Интересно было писать сценарий областной спартакиады, что проходила у нас в городе.
По словам Надежды, для нее одно из самых любимых мероприятий – это театрализованная акция по борьбе с наркоманией. Почему? Необычная для постановки тема, есть где развернуться, воплотить свою фантазию.
– Мы его проводим для подростков. Когда полный зал смотрит, затаив дыхание, – дорогого стоит! Мне нравится ощущение, которое испытываешь после окончания мероприятия. Эмоции просто зашкаливают. Нет, невозможно передать словами то, что испытываешь, когда видишь, что все прошло именно так, как ты хотел, – говорит режиссер.
Курьезы? А куда без них? Например, во время мероприятия, посвященного Дню Матери, никак не хотел работать занавес, а тут по сценарию должна быть «телепортация». Пришлось выкручиваться. Но, слава Богу, зрители подумали, что все так и должно быть. Это сейчас она смеется, вспоминая тот эпизод, а тогда не до смеха было.
– Еще начинаешь нервничать, когда микрофон «заглох» или свет не вовремя дают, – продолжает Надежда Александровна. – Мне очень нравится работать с залом. Сейчас зрители к этому уже привыкли, а первое время – была еще та проблема… Люди боялись микрофона, а сейчас уже запросто и на вопросы отвечают, и частушки поют, и на сцену выходят. Знаете, что мы заметили? Наши зрители изменились, как-то уважительнее стали относиться. Спасибо им большое за это. Если раньше, когда они видели, что концерт подходит к финалу, – вставали и уходили, то сейчас этого нет. Приятно.
Надежду Киряеву и Оксану Наконечную мы часто видим не только как ведущих концерта или какого-либо мероприятия, но и в качестве артистов, исполняющих роли ими же придуманных персонажей.
Трудовой стаж Оксаны Валерьевны в «Энергетике» небольшой – в апреле только год будет. До этого работала художественным руководителем Дома культуры в с. Умлекан.
Когда ей предложили работу в городском ДК, согласилась без колебаний.
– Сначала думала, что труднее работать на знакомого зрителя (в селе-то все друг друга знают), но оказалось наоборот, – признается Оксана Валерьевна.
Но зато, по ее словам, проводить на селе народные гулянья проще, чем в городе. Там люди более открытые, никто не стесняется: петь – так петь, танцевать – так танцевать. Без проблем.
– Впервые в этом году на проводах зимы мы попытались организовать хоровод вокруг чучела – не вышло. Стесняется народ, – сетует Оксана.
О чем мечтают режиссеры? И чуть ли не в унисон отвечают: «Очень хочется современное техническое оснащение сцены. Нужен тот же самый экран, на который проекция идет, тогда и никаких жестких конструкций не надо. Помните, на отчетный концерт «Джангла» и сольный концерт Евгения Буняка мы белые полотна вместо экрана использовали? Ведь какая красота была! Да и одежду сцены уже давно заменить пора». А еще они мечтают о новых праздниках, которые ни разу не проводились в Зее. Например, устроить для горожан «День самовара» или, допустим, «День рыбака». Досадно, что времени не хватает. Катастрофически.
Операторы
Итак, сценарий написан. Что дальше? Вы можете представить спектакль, концерт или какое-либо другое мероприятие без музыкального и светового сопровождения? Вот над этими составляющими праздничного действа как раз и «колдуют» звукооператоры Павел Ужинцев, Евгений Буняк и художник по свету Сергей Злобин.

Если Евгения Буняка горожане знают еще и как талантливого вокалиста, то Павла Ужинцева и Сергея Злобина на сцене публика не видела ни разу – они за пультом, в глубине зрительного зала. Но от работы этих людей зависит очень многое.
Сергей Валерьевич по специальности режиссер театрализованных представлений и праздников, заведует всем световым оборудованием. Его трудовой стаж в «Энергетике» – 20 лет. По натуре отзывчивый, доброжелательный и скромный до стеснительности (лишнего слова не вытянешь) человек. Но зато как он виртуозно работает! О нем коллеги говорят так: «Когда Серега в ударе, то может со светом такое устроить! И это несмотря на то, что у нас оборудования не хватает!». Талант. Тут и добавить нечего.
Зачастую подбор мелодий, песен для музыкального сопровождения мероприятий осуществляет режиссер, но бывает и так, что нужную музыкальную тему ищут вместе. Звукорежиссура – очень тонкая работа. И ей без остатка отдает себя Павел Ужинцев, по специальности техник-программист.
– Еще в школе работал с разными программами, музыку писал на компьютере, – рассказывает Павел Романович, – в «Энергетик» изначально устроился как киномеханик, затем предложили работу звукорежиссера, образование подходящее, согласился, освоился быстро.
По словам собеседника, работа у него интересная, хоть и хлопотная. Помимо записей голоса, еще и музыку пишет, которую любит до самозабвения.
– Любовь к музыке, наверное, передалась от деда, Александра Короткова, он и на музыкальных инструментах играет, и стихи пишет, – говорит Павел.
В обязанности звукооператора входит озвучивание репетиций, спектаклей, концертов и других мероприятий. Работа ответственная. Очень. Если, допустим, во время концерта или спектакля ведущие и актеры могут где-то импровизировать, то звукооператору это не позволительно. Нужно работать четко по сценарию. И не дай Бог «зафонит» микрофон или не вовремя пойдет фонограмма! Накладки в работе? Конечно, бывают, и это не секрет.
– Но здесь срабатывает взаимовыручка. Нужно все сделать так, чтобы зрители ничего не заметили, – говорит Евгений Буняк, имеющий опыт работы в ДК 16 лет.
И надо сказать, не замечают. Ведь, например, никто не обратил внимание, что на новогоднем детском утреннике Дед Мороз то за пультом сидел, то с ребятней в зале возился.
Как правило, на гастроли в Зею «звезды» шоубизнеса и кино приезжают со своими операторами, но бывает и так, что с ними работают наши «звукари».
– С заезжими актерами работается легко, у них нет этой пресловутой «звездности». Хотя иногда всякое бывает, – улыбается Евгений Борисович, – что интересно, еще ни разу не было случая, чтобы актер по окончании концерта не поблагодарил операторов. А это всегда приятно.
Чувство удовлетворения от работы? Конечно, бывает! Особенно когда все прошло без сучка и задоринки. Знаете, для нас очень важно мнение зрителей. А когда мероприятие понравилось и нас благодарят – такой кайф испытываешь! Значит, не зря работали, значит, людям что-то в душу запало. Это очень важно.
Есть люди, которые считают, что у работников культуры не жизнь, а малина – сплошные праздники. Так ли это? На что Павел Ужинцев с улыбкой отвечает:
– Через год работы в «Энергетике» разлюбил все праздники окончательно.
Не считая бесконечных репетиций (которые порой затягиваются допоздна), работы на улице и в жару, и в холод, кроме записи музыки и песен, операторам приходится во время уличных мероприятий устанавливать аппаратуру. Для справки: вес одной колонки около 60 кг, а их всего 18. Потаскай-ка с машины на сцену и обратно…
– Раньше любил Новый год, – говорит Евгений Буняк, – теперь как-то не очень. Потому что приходишь с площади уставший, замерзший – и уже ничего не надо – ни боя курантов, ни елочки, ни поздравлений.
Татьяна ТАРАСОВА.
Фото автора и Евгении Ромас.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...