Тлеет в селе огонёк надежды
В укромном, но живописном уголке Зейского района, в 76 км от города Зеи, стоит небольшое село Рублевка.
За лучшей долей
Об истоках этого необычного названия рассказала Галина Костогрыз, работавшая заведующей архивным отделом Зейской городской администрации: «В дореволюционной России особенно в тяжелом положении находились крестьяне центральных губерний, Украины и Белоруссии. Безземелье, нищета, постоянные долги, кулацкая кабала гнали разорившихся крестьян в далекие края.
На амурской земле решили найти свое счастье и переселенцы Рублевской волости Харьковской губернии (отсюда впоследствии пошло название села).
В начале марта 1910 года 45 жителей сёл Мыкилки, Демяновки, Быкивки, входивших в Рублевскую волость, приняли решение переселиться.
Нелегко пришлось новоселам на новом месте, и хотя чудес они не ожидали, действительность оказалось суровой. Не одну ночь пришлось переселенцам коротать под открытым небом. Днём люди косили траву, заготавливали сено, вечером до поздней ночи рыли землянки. На поляне вдоль берега в рекордные сроки их было построено 45, ровно по количеству семей, в которых на то время насчитывалось 62 мужчины и 57 женщин. Последующие годы ушли на корчёвку леса, разработку пашенных земель, строительство небольших бревенчатых домов с одним или двумя окошками. Помощь от государства была незначительной и заключалась она в следующем:
1. Остро нуждающимся переселенцам выдавалась путевая ссуда в размере до 10 рублей.
2. На хозяйственное устройство могли получить ссуду до 200 рублей с возвратом через 5 лет.
3. Сельскому обществу на общеполезные надобности (строительство церкви, школы, колодцев, дороги, осушение полей) выдавалось пособие по 200 рублей.
4. Каждому новосёлу выдавался бесплатный лес – 90 брёвен на строительство дома».
К началу 1914 года каждая семья имела лошадь или быка, корову. Но распаханной землицы (30 десятин) не хватало для того, чтобы обеспечить все население, приходилось докупать, обменивать, чтобы прожить до нового урожая.
Пережив годы гражданской войны, в 1929 году в селе было разработано уже 84 гектара целины. К этому времени число дворов (землянок и домов) увеличилось почти вдвое. На каждый двор приходилось примерно по гектару земли. Но все равно жили трудно, бедно, едва сводя концы с концами. Выход нашелся сам – объединение. Весной образовалось товарищество по совместной обработке земли, а в 1932 году все дружно вступили в колхоз с оптимистичным названием «Луч». На первых порах хозяйство дышало на ладан, в нем насчитывалось 50 лошадей и 13 коров, людям тяжело было расставаться со своим скотом.
Через год появился первый трактор, освоение целинных земель пошло быстрее, увеличилось поголовье скота, повысились урожаи пшеницы, овса, гречихи и ячменя. Урожай пшеницы достигал до 130 пудов с гектара. Часть зерна продавали государству. Казалось, жизнь наладилась…
Но в 1941 году грянула война. 25 селян ушли на огневые рубежи, вернулись домой только семь. Правительственных наград удостоились Г. Лоза, Г. Софич, И. Петренко. Георгий Лоза принял на себя руководство колхозом и быстро вывел его в передовые.
Расцвет и падение
Много воды утекло с тех пор. Село переживало расцвет, широкие улицы утопали в зелени и цветах черемухи, на полях колосилась рожь и пшеница, паслись колхозные стада. Фермы, телятники укрупнялись, строились новые. Рублевцы всегда отличались высокими надоями и перевыполняли план по сдаче молока и мяса, работала автозаправочная станция, гаражи были полны хозяйственной техники. На улицах по вечерам зажигались фонари. Детские голоса звенели в добротно выстроенной начальной школе. Вместо старенького, но очень уютного детского сада в 1991 году был построен великолепный детский сад. Огромный, с современной мебелью, которой не было ни в одном детском саду Зейского района и города Зеи. Санузлы, душ, центральное отопление – этого тоже не было в детских садах района. Полы с подогревом, чистота, простор, большая игровая площадка во дворе.
Фельдшерско-акушерский пункт, магазин, клуб, библиотека – все было в селе. Но грянула перестройка. Реформы тяжелым молотом стали разрушать все с любовью построенное, приобретенное и нажитое. Лихие 90-е, так их называют, словно молотом раздавили село. Небольшое, оно пострадало в первую очередь. Закрыли детский сад, здание разрушили, сгорел клуб, закрыли начальную школу (в ней впоследствии оборудовали новый клуб, которого сейчас, увы, тоже нет).
Но мужики не хотели сдаваться, бросать землю-матушку. Организовались фермерские хозяйства (КФХ). Виктор Жиренкин, семья Эйзиных и другие селяне взялись осваивать более 60 га земли. Но фермерство зависит от многих составляющих: если не засушит урожай, то зальет, то скот селян сделает потраву посевов, то не удастся сбыть выращенное. И так ежегодно. Фермеры долго бились практически в одиночку и, устав, оставили это дело.
Сейчас в селе остались немногие. Работы в Рублевке нет. Но есть ФАП, и люди знают, что всегда им окажет первую помощь неунывающий фельдшер Ирина Хлопина, проработавшая в селе более 30 лет. Не унывает и единственный рублевский фермер Николай Скиданюк, обрабатывающий огромные поля. Не бросает сельское хозяйство и Сергей Лежуков. Мерцает у людей огонек надежды: а может быть?..
Людмила Полудницына,
художественный руководитель ДК с. Умлекан.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...