Всем кризисам назло

Зейскому лесоперевалочному комбинату – 50 лет
За 50 лет в лесной отрасли произошло много изменений. Все экономические подъемы и спады пришлось пережить одной из крупнейших лесопромышленных организаций г. Зеи и Зейского района – лесоперевалочному комбинату. Этот год для предприятия богат знаменательными датами – он празднует свой полувековой юбилей, исполняется 25 лет с момента получения предприятием лицензий на добычу золота.
Возглавлял предприятие Николай Бобрышев почти 30 лет. В 2013 году на должность генерального директора ОАО «Зейский ЛПК» акционерами общества был избран его сын Андрей Бобрышев, продолжив династию лесопромышленников.
Зейский лесоперевалочный комбинат был образован на основании приказа № 42 министра лесной и деревообрабатывающей промышленности от 31 января 1973 г. Эту дату можно считать днем рождения предприятия. Как раз тогда начиналось строительство Зейской ГЭС. Необходимо было проводить зачистку будущего ложа водохранилища. В это время созданы Потехинский, Снежногорский, Дамбукинский леспромхозы, которые заготавливали древесину. Функцию по её транспортировке должен был выполнять Зейский лесоперевалочный комбинат, переправляя по водохранилищу к плотине, где её перегружали на автомобильный транспорт. Часть раскряжевывали в Зее, часть везли на Тыгду, отправляли в сплавные конторы.

Старожилы вспоминают, что в 70-е годы был буйный расцвет лесной промышленности. Лесоперевалка, как называли комбинат местные жители, занималась, в том числе, и переработкой леса, который разделывался на сортименты, вплоть до виноградного кола, который уходил в Узбекистан. Рубили техщепу, кругляк. Отборную древесину отгружали в Японию. Да и внутри России хватало потребителей. Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат забирал для собственного производства низкотоварную продукцию (балансы).
Первым руководителем предприятия был Павел Козлов, затем на этой должности работали Николай Сарнавский, Михаил Поздяев, Владимир Димов.
В начале 90-х, когда страна стала переходить на рыночные отношения, лесоперевалочный комбинат испытал все экономические трудности, которые тогда возникли во многих отраслях. В стране царил хаос.
В 1993 году генеральным директором акционерного общества избран Николай Бобрышев, который до этого занимал должность главного технолога, в 1991 году был назначен директором.
«Как раз в это время рушились экономические связи между поставщиками, потребителями, снизилась потребность в древесном сырье, почти прекратились поставки в Японию, – вспоминает главный инженер ОАО «Зейский лесоперевалочный комбинат» Геннадий Москалев, – мы пробовали работать с китайцами. Государственное финансирование сократилось. Надо было зарабатывать самим. Николай Васильевич коренным образом поменял всю схему транспортировки древесины. Затраты транспортной цепочки сильно давили на экономику предприятия. Мы работали в зоне БАМа, а лес везли на переработку в Зею, потом в Тыгду. Это было совершенно невыгодно, очень затратно. Бобрышев стал кардинально ломать схему, решив все потоки развернуть на БАМ. Иначе бы мы не выжили. Работа предстояла огромная, все надо было начинать заново: открывать новые участки, строить нижние склады, переориентировать туда все производство. 150 человек по бездорожью нужно было доставлять на вахту к месту работы. Это был коренной перелом в системе, сознании людей. Открывали лесопункты в Огороне, Дугде, Тунгале, Февральске, Мелько, Ерофее Павловиче, Уруше. Работы было бесконечно много. Трудно было с платежами, выручали взаимозачеты. Несмотря на это, мы все перестроили и из Тыгды ушли на БАМ».



Понемногу начали налаживаться деловые отношения с соседним Китаем, было заключено трудовое соглашение на заготовку древесины с Северной Кореей.
«Стали привлекать иностранную рабочую силу, – рассказывает Геннадий Егорович. – Корейцы закрывали нам заготовку леса по Дугде, Тунгале, Огорону, Мелько. Мы с ними работали долго, но потом отношения сошли на нет.
В 89–90-м годах начали рушиться другие предприятия, года полтора было очень тяжело, не регулярно платили зарплату, были большие трудности с ГСМ, запасными частями. Работали на остатках импортной техники, надо было переходить на российскую – пробовали КрАЗы, МАЗы, КамАЗы. И только после 1997 года начался небольшой экономический рост, а к 2000 году мы смогли выровнять экономику нашего предприятия. При этом у нас не было сокращений, все были обеспечены работой. Трудилось тогда на лесоперевалочном комбинате более 500 человек».
Переходя к сегодняшнему дню, Геннадий Егорович сетует на то, что сейчас у лесной отрасли весьма не радужная перспектива. Правда оговаривается – если не поменяется государственная политика.
Ведь уже остановлено производство в Приморье, Хабаровском крае. Там умирают целые поселки лесозаготовителей, которые только за счет этого и жили. Но решением правительства запрещена отгрузка круглого леса на экспорт, за исключением осины и березы. Мы, чтобы нормально развиваться, заключили договоры аренды лесных участков, где могли бы производить годовой объем древесины в пределах 500 тысяч кубометров. Но пришлось часть из них расторгнуть. Оставили небольшой объем и четвертый год ждем, будет ли сдвиг в нашей отрасли».
Сейчас положение спасает то, что лесоперевалочный комбинат 25 лет назад получил лицензию на добычу россыпного золота.
На вопрос, почему так мало у нас тех, кто занимается переработкой леса, Геннадий Егорович отвечает, что рынок пиломатериалов давно поделен.
«Если предприятия сегодня не отгружают круглый лес, а занимаются только пиломатериалом, выпуском шпона и другой продукции, они становятся убыточными, – говорит он. – Потому что давят трудозатраты: электроэнергия, ГСМ, железнодорожные тарифы. Сейчас на Дальнем Востоке вся лесная промышленность в упадке. Очень подводит железная дорога: заказываем 10 вагонов, нам дают пять. А ведь древесина как сливочное масло: заготовил, надо тут же отправить, если протянул, летом – пропала».
По словам Геннадия Егоровича, в этом году комбинат будет работать в прежнем режиме. Предприятие занимает передовые позиции в лесной отрасли Зейского района, так как другие частные предприятия готовят по три–шесть тысяч кубов. А ведь были времена, когда комбинат заготавливал до 350 тысяч кубометров. Есть сведения, что за четверть века, в период расцвета отрасли, Зейский лесоперевалочный комбинат переработал более десяти миллионов кубометров древесины.
«С таким подходом к отрасли мы скоро потеряем лесную промышленность, потому что кадры, которые работали, уходят, – продолжает разговор собеседник. – Молодых нет, видят бесперспективность работы. Мы держимся. В Огороне, Тунгале у нас есть тупики, крановое хозяйство, нижние склады, за которые надо платить. Поддерживаем это хозяйство за счет участков золотодобычи. Трудится у нас сейчас порядка 100 человек. И хоть ситуация в отрасли сейчас стабильно трудная, будем надеяться, что на лесную промышленность обратят внимание, здравый смысл должен возобладать. И наше предприятие, преодолевая трудности, будет работать. Кто бы что ни говорил, но у леса тоже своя жизнь, она укладывается в 100–180 лет. Поэтому древесина должна идти на пользу людям. После рубки зрелого леса очень быстро происходит возобновление. Через несколько лет возвращаешься на это место, а там молодняк бушует – душа радуется. Мы помогаем природе обновляться. У нас дружный, трудоспособный коллектив, которому я желаю всего хорошего, уверенности в завтрашнем дне, здоровья, мира в семьях. Ветеранам нашей отрасли – долгих лет жизни и самых приятных воспоминаний».

Ветераны лесоперевалочного комбината
Евгений Пика (гл. инженер), Евгений Логинов (гл. инженер), Александр Чан Син (главный бухгалтер), Анна Бендик (зам. гл. бухгалтера), Лариса Венглинская (главный бухгалтер), Казимир Туровский (мастер), Виктор Шут (энергетик), Владимир Баранов (гл. механик), Владимир Мандибура (гл. механик), Валентина Бабушкина (нач. планового отдела), Петр Филипович (отдел снабжения), Януш Сидорович (отдел снабжения), Александр Макаршанов (отдел снабжения), Борис Ткаченко (отдел кадров), Евгения Анискович (отдел кадров), Маина Землянова (отдел кадров), Зинаида Смирнова (экономист-нормировщик), Полина Иванова (бухгалтер), Светлана Тютерева (бухгалтер), Владислав Кухан (зам. нач. отдела реализации), Галина Катасова (мастер нижнего склада), Василий Лыс (нач. рейда, мастер), Владимир Купалов (нач. верхнего рейда), Лев Мокров (нач. автохозяйства), Михаил Луков (нач. автохозяйства), Владимир Хобта (гл. механик автохозяйства), Виктор Лисовский (механик верхнего рейда), Эдуард Милехин (технорук рейда), Григорий Бендик (мастер), Алексей Пехтерев (водитель), Владимир Смирнов (водитель), Александр Смирнов (водитель), Григорий Добренко (водитель), Виктор Фалеев (водитель), Виктор Резник (водитель), Раиса Лежунова (зав. ГСМ), Людмила Пушкарева (диспетчер), Георгий Пушкарев (электрик), Лидия Писанко (диспетчер), Виктор Писанко (водитель), Людмила Политыко (контролер-мастер), Елизавета Павленко (завхоз автохозяйства), Галина Платыгина (бухгалтер) и многие другие.

Конторские работники (75-76 гг.): Людмила Селиванова, Зинаида Смирнова, Нина Козицкая, Полина Иванова, Валентина Кремер, Валентина Полянская.
Жизнь кипела
Зинаида Смирнова 29 лет проработала экономистом-нормировщиком на Зейском лесоперевалочном комбинате. На пенсию вышла в 2002 году.
Вспоминает, как пришла в первый день на работу, а Надежда Сахарова – нормировщик – вынула из папки листки с нормами и расценками, подала и сказала: «Разбирайся».
С теплом вспоминает тех, кто трудился рядом: начальника планового отдела Валентину Бабушкину, кадровиков Нину Щеголеву, Бориса Ткаченко, Евгению Анискович, Маину Землянову, начальника участка Владимира Пономаренко и его супругу Лидию Никифоровну. Список можно продолжать бесконечно долго.
«Мы были объединены работой, общим делом, – рассказала Зинаида Павловна. – Жизнь кипела. Занимались в спорткомплексе волейболом, баскетболом, ходили в бассейн. Ежегодно принимали участие в соревнованиях сандружин, выезжали на природу, вместе отмечали праздники. Во многом благодаря нашему дружному коллективу и руководителям (я, кстати, успела поработать со всеми шестью директорами), лесоперевалочный комбинат развивался, был одним из передовых предприятий Зейского района. Желаю нынешнему коллективу процветания, а ветеранам – здоровья».
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...