Небо затягивает!

Как все начиналось
Двадцатые годы прошлого века стали отправной точкой развития гражданской авиации. Всего за несколько десятилетий отечественный воздушный флот прошёл большой эволюционный путь: от деревянного биплана до сверхзвукового пассажирского самолёта.
9 февраля 1923 года Совет труда и обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Эта дата и стала считаться днем рождения гражданской авиации, которая послезавтра отпразднует свой вековой юбилей.
Конечно же, «районка» не смогла обойти стороной Зейский аэропорт и встретилась с его руководителем Альбертом Якомасом. Разговор с Альбертом Эдуардовичем начался с истории основания аэропорта.
«Именно с 1923 года началась история гражданской авиации. По всей России начали строить аэропорты, и город Зея не стал исключением.
В 1933 году в областном центре был организован отряд самолетов По-2, это многоцелевой биплан, созданный под руководством Николая Поликарпова в 1927 году, которые совершали пассажирские и почтовые перевозки в районные центры Амурской области, труднодоступные северные районы области с неразвитой транспортной инфраструктурой, для доставки грузов, медикаментов, почты и пассажиров. К ним относился и Зейский район. Поэтому в 1938 году было решено строить аэропорт на северной окраине города Зеи. Площадка размером 300 на 400 м для самолетов По-2, здание аэровокзала, стоянки – вот и все, что называлось аэропортом.
В 1942 году вернувшийся с фронта после тяжелого ранения Василий Евтушенко был назначен начальником аэропорта. В этой должности он отработал 36 лет из общего стажа 44 в авиации», – отметил Альберт Эдуардович.
Всю жизнь прожила в Зее, а историю нашего аэропорта услышала впервые. Рассказ моего собеседника погрузил в те годы, когда перелет на воздушном транспорте для многих был в диковинку, хотя сейчас это считается стандартным средством передвижения.
«В 1944 году, в связи с приближающейся войной с милитаристской Японией, летное поле было расширено до размеров 1 000 на 300 метров, в результате чего в Зейском аэропорту могли садиться все типы самолетов того времени.
В послевоенное время он превратился в воздушную гавань для обеспечения потребностей народного хозяйства, где использовались не только маленькие По-2, но и флагман аэрофлота того времени самолет Ли-2 – советский поршневой пассажирский и военно-транспортный самолет времен Второй мировой войны средней дальности. Объем пассажирских перевозок тогда составлял 3–5 тыс. человек в год. В те времена это была огромная цифра.
В начале 50-х годов развитие аэрофлота являлось стремительным. На местные воздушные авиалинии вышли самолеты Ан-2. Зейское звено в то время получило один такой самолет. Командиром звена был Константин Стрелков, который проработал в аэропорту «Зея» до 1979 года.
В 1964 году началось строительство Зейской ГЭС, и старый аэропорт уже не мог удовлетворить возросших требований. Поэтому нужен был новый – с искусственной взлетной полосой. Строить новый аэропорт в черте города было нельзя, поэтому приняли решение развернуть строительство на берегу реки Зеи в 12 км от города.
Уже в 1969 году новый аэропорт начал осуществлять полёты. Комфортабельный Як-40 связал город Зею с областным центром. И из мучительной многочасовой поездки на автомобиле при отсутствии асфальтированных дорог полет до города Благовещенска превратился в приятную небесную прогулку.
В течение последующих 10 лет аэропорт «Зея» развивался стремительными темпами. По маршрутам Хабаровск, Благовещенск, Тында, Чегдомын, Чита, Иркутск пассажирские перевозки осуществлял самолет Як-40.
В штате Зейского аэропорта и на приписных к нему посадочных площадках работало 262 человека. На сегодняшний день – 87.
В 1980 году началось строительство аэровокзального комплекса и удлинение взлетно-посадочной полосы (ВПП), в конечном итоге её длина составила 1650 м и аэропорт смог увеличить количество типов принимаемых воздушных судов.
В 1990 году на должность начальника аэропорта «Зея» с одновременным исполнением обязанностей пилота-инспектора лётного авиазвена назначен Сергей Чигрин.
Ему была поставлена задача: не только подготовить малые аэропорты Зейского района в Береговом, Хвойном, Горном, Снежногорском, Бомнаке, Ясном, Октябрьском и Дипкуне к приёму и выпуску комфортабельных микролайнеров Л-410, но и обеспечить базирование и лётную эксплуатацию этих самолётов в Зейском аэропорту.
В 2006 году руководство Амурской области предложило Сергею Марковичу возглавить всю оставшуюся группу малых аэропортов области: Зея, Тында, Экимчан, Береговой, Хвойный, Горный, Бомнак, Октябрьский и Февральск в форме Государственного учреждения Амурской области.
А директором аэропорта «Зея» назначили Александра Тафатулина, который проработал в этой должности до 2018 года, после чего ушел на пенсию».

Есть перспективы
«В 2012 году аэропорт «Зея» вошёл в состав федерального казенного предприятия «Аэропорты Приамурья», а в 2015 году началась полная реконструкция аэропортового комплекса, которая из-за недобросовестного подрядчика затянулась на годы.
Но мы преодолели все трудности. Результатом первого этапа реконструкции в 2021 году стал ввод в эксплуатацию новой искусственной ВПП длиной 1940 метров, части перрона для стоянки воздушных судов, светосистемы, периметрального ограждения со средствами охраны, водосточно-дренажной системы, и как результат – возможность приема новых типов воздушных судов, возобновление авиационного сообщения со столицей Амурской области Благовещенском и возможностью полета до Хабаровска», – с гордостью рассказывал Альберт Якомас.
Аэропорт «Зея» является составной частью системы гражданской авиации, причем на данный момент это динамично развивающееся предприятие, в соответствии с реалиями нынешнего времени и рынком оказания авиационных услуг.
«Прошлый год мы отработали с 26 авиакомпаниями, а 2021 год – с 19. То есть после открытия и введения в эксплуатацию взлетно-посадочной полосы (ВПП) наметилась тенденция развития авиационной отрасли Зейского аэропорта.
У аэропорта есть перспективы, мы развиваем свою логистику для перевозки, оказания услуг не только жителям Зеи и Зейского района, но и для жителей Амурской области и граждан Российской Федерации в целом. Стараемся идти в ногу со временем для того, чтобы создать максимально комфортные условия как для пассажиров, так и для воздушных судов.



Также отмечу увеличение выполнения социальных рейсов, которые были в 2021–2022 гг. в Береговой, Хвойный, Горный, Бомнак, Октябрьский, так как они входят в структуру перевозок по Зейскому району. А также социальные рейсы, которые были вновь открыты на Хабаровск, Благовещенск, Владивосток.
Прошлый год стал знаковым, так как появились новые перевозчики – авиакомпании «Ангара», «СиЛА», «Аврора». Расширилась маршрутная сетка – авиакомпания «Ангара» выполняла прямые рейсы Зея – Иркутск, без посадки в Чите. В 2022 году мы обслужили 857 социальных пассажирских рейсов, а в 2021 – 330.
В течение 2022 года для аэропорта «Зея» приобретено более шести единиц спецтехники и оборудования, которые улучшают качество обслуживания пассажиров и воздушных судов.
Так, в прошлом году приобретен пассажирский специализированный автобус, который приспособлен для перевозки маломобильных граждан к воздушному судну и обратно. Он низконапольный и оснащен откидной автоматической аппарелью – подъемником для инвалидов-колясочников.
Получили новый топливозаправщик. То есть теперь воздушное судно можно поставить на любую стоянку, осуществить заправку, чтобы самолет мог безопасно развернуться на перроне и уйти дальше в полет.
Деайсер – это машина для противообледенительной обработки. Сейчас, в межсезонье, при прыжках температуры, проблемы обледенения воздушных судов уже не будет. Любая авиакомпания, которая будет выполнять полеты в соответствии со своим расписанием, зная о том, что у нас имеется антиобледенительная «жизнь», специальная жидкость и персонал, может спокойно лететь, не отменяя рейс, и люди, которые взяли билет, прибудут в пункт назначения вовремя.

Специальный аэродромный выпрямитель, который необходим для легкого запуска воздушного судна в любое время года и для того, чтобы сэкономить ресурсы двигателей при стоянке на территории нашего аэродрома, например, в зимний период. То есть самолет выключает свои двигатели, мы подключаем этот источник питания к бортовой сети воздушного судна, и оно остается теплым в течение примерно 1–2 часов, пока осуществляется стоянка.
Стараемся щепетильно подходить к комфорту пассажиров и безопасности полетов. Например, для маломобильных граждан создано много возможностей: специальные коляски, установленные в аэровокзале, тактильная плитка, место для стоянки автомобилей людей с ограниченными возможностями, также возле пандуса имеется кнопка вызова специалиста.
Хоть мы и являемся аэропортом местных воздушных линий, но по каким-то позициям, возможно, даже не отличаемся от международных», – поделился приятными новостями Альберт Эдуардович.
Помним
– Помню, в июне побывала у вас на выставке предметов советского времени. Было очень интересно, и пассажиры восторженно о ней отзывались. Планируете ли еще какие-нибудь экспозиции? – спрашиваю руководителя.
– Тематические выставки проводим регулярно. К 9 мая, уже по традиции, работники аэропорта приносят различные вещи родственников, связанные с Великой Отечественной войной, например, награды. Кстати, выставка предметов прошлой эпохи так и не закрылась. Она до сих пор пользуется большой популярностью, так как ротация пассажиров разная и даже экипажи воздушных судов с удовольствием смотрят на предметы и вспоминают что-то сокровенное, что им греет душу. Периодически она пополняется новыми экземплярами, например, недавно приехал мужчина из Зеи и передал на время работы выставки советский фотоувеличитель.
Альберт Якомас отметил, что коллектив не забыл и про ветеранов авиации, которые работали в Зейском аэропорту. А их около 30 человек, проживают в г. Зее и Зейском районе. Они приглашены на вековой юбилей гражданской авиации, на котором планируется показ фильма про аэропорт «Зея». Чтобы ветеранам попасть на мероприятие, отрабатывалась логистика маршрутов.
«Также у нас еще есть работающие ветераны. Анатолий Будько трудится в системе гражданской авиации почти 50 лет, Александр Стрельцов имеет стаж более 30 лет, Александр Зуев тоже работает у нас не один десяток лет, и эти люди еще способны нести знамя гражданской авиации. Небо, как говорится, затягивает!
Молодые специалисты тоже появляются. Сейчас серьезную должность начальника аэродромной службы занимает Михаил Серебряков, которому нет еще и 30 лет. У нас молодым специалистом считается человек в возрасте до 50 лет, поэтому могу сказать, что в Зейском аэропорту их много», – с улыбкой говорит руководитель и сразу припоминает необычный подарок аэропорту.
«В течение всего времени, что я нахожусь в должности, с 2018 года, плотно работаем с нашим Свято-Никольским храмом, непосредственно с отцом Александром Донесенко, оказываем любую практическую помощь из имеющихся у нас возможностей. Недавно отец Александр нас отблагодарил, подарив аэропорту икону в деревянном обрамлении с молитвой «перед отправлением в воздушное путешествие». Это было неожиданно.
Бывают и смешные моменты. Когда, например, пассажир приезжает в аэропорт за пять минут до вылета и требует срочно его зарегистрировать на самолет. Чего мы уже сделать не можем, а на вопрос: «Почему так поздно приехали?» – отвечает: «А что мне здесь целый час просто так сидеть». Хотя в билете указано, что пройти регистрацию необходимо за 40 минут до вылета. Или путают время вылета из Зеи с прилетом в Благовещенск».
Альберт Эдуардович также рассказал, что в этом году завершается второй этап реконструкции инфраструктуры аэропорта. Сюда входит строительство и перенос нового склада ГСМ с административным зданием для службы. Строительство заправочного комплекса автомобилей, нового гаража, резервуаров пожарного водоснабжения, КПП для службы авиационной безопасности, угольной котельной и второй части перрона для стоянки воздушных судов, находящихся на базировке, транзитных рейсов или воздушных судов, взявших аэропорт в качестве запасного.
Марина Остащук.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...