Сергей Логуненко: размышления о жизни и творчестве

Сергей Логуненко – заслуженный работник культуры РСФСР, почетный житель нашего города и легендарный режиссер Зейского народного театра, посвятивший более 50 лет жизни искусству.
9 ноября состоялся его юбилейный концерт в эстрадной программе «Здравствуйте – это я и мои друзья!». Концерт собрал самых преданных поклонников таланта режиссера и стал подтверждением того, что Сергей Михайлович по-прежнему полон творческих сил и новых идей. На сцене звучали его любимые стихи и песни, исполняемые им самим и близкими друзьями.



Особое место в программе концерта заняло стихотворение Евгения Евтушенко «Сказка о русской игрушке», где звучит образ символа русской стойкости – Ваньки-встаньки. «Из-под стольких кибиток, из-под стольких копыт он вставал неубитый, только временно сбит…», – именно этот образ неунывающего русского человека, который всегда встает и идет дальше, несмотря ни на какие трудности, был лейтмотивом всего вечера и нашел живой отклик в сердцах зрителей. «И душа Ваньки-встаньки в каждом русском живет…».
С «Зейскими вестями сегодня» Сергей Михайлович поделился тревогами о судьбе современного человека: «Куда движется человек? Неужели он стремится вернуться к животным инстинктам? Хочется, чтобы человек оставался человеком, со своими желаниями, ценностями, помыслами».
Сергей Логуненко отметил, что был воспитан на школе Константина Станиславского, великой системе, которая до сих пор является основой для обучения актеров по всему миру. Он вспоминает, как побывал на спектакле «Гамлет» в постановке Юрия Любимова и исполнении Владимира Высоцкого: «Сценография ограничивалась лишь плетеным занавесом, который выступал в разных ипостасях. Несмотря на гениальность постановки, мне не хватило «пыли веков»! Не хватило атмосферы, создаваемой сложными декорациями, важными для полного погружения в эпоху».
Сергей Михайлович убежден, что профессия режиссера и актера требует обязательного образования. Он сам прошел этот путь. «Я понял, что мне не хватает знаний и поступил в Хабаровский институт культуры по специальности режиссура, хотя уже был довольно взрослым».
«Режиссер без образования не может выстроить спектакль к определенному смыслу. В советское время часто проводились семинары, на которых разбирали спектакли. Только на этих семинарах я осознал: за каждой фразой актера стоит внутреннее действие, порой глубоко скрытое.
Именно эти внутренние движения помогают актеру не просто говорить текст, а наполнить его смыслом.
Задача режиссера – помочь актеру увидеть за словами их подленное содержание. Что бывает очень непросто», – отмечает Сергей Михайлович, подчеркивая, что именно в этом заключается отличие профессиональной школы от самодеятельности.
Работая уже в Доме культуры «Энергетик», он не прекращал читать, чтобы обновить свои знания и всегда быть готовым помогать своим актерам достигать необходимой глубины.
Задаём вопрос: «Можно ли стать успешным актером, если нет актерского образования, но есть талант и харизма?»
Сергей Михайлович признает: «Бывают талантливые самодеятельные актеры, которые, несмотря на отсутствие специальной подготовки, схватывают все на лету, обладают такой живой душевной структурой, которая позволяет им играть с искренностью и силой, порой, превосходя профессионалов».
Театральные постановки часто поддаются влиянию времени и вынуждены идти на поводу у публики, предлагая так называемые «дешевые» приемы, чтобы увлечь зрителя. «Режиссер должен завлекать зрителя, это верно, но не любыми способами», – говорит Сергей Михайлович. Он сетует, что современное общество сосредоточено на материальных ценностях, что мешает появлению по-настоящему великих имен: «А мы хотим говорить о какой-то чистоте душевной. Когда все покупается! Честь, достоинство!»
«Сейчас, в это непростое время, каждый из нас должен внести свой вклад в победу, наша страна должна объединиться ради общей цели, но погрязла в развлекательных программах. Мы забываем о высоких идеалах, подменяя их мимолетными удовольствиями», – с сожеленнием подмечает Логуненко.
Говоря о том, что бы он посоветовал самому себе, еще молодому режиссеру, начинающему путь, Сергей Михайлович с юмором замечает: «Ничего не знаешь, ничего не понимаешь! Взялся за дело, к которому и близко не должен подходить!». За шуткой скрывается глубокий смысл – начинающим творцам важно постоянно учиться.
Он вспоминает свою первую постановку – спектакль по пьесе Петра Григорьева «Дочь русского актера»: «Я разошелся и стал делать замечания одному опытному актеру, а он обиделся», – признается Сергей Михайлович.
Вопреки представлениям, делится мастер, самодеятельный театр – это не единая и дружная семья, а скорее сообщество людей со своими проблемами и заботами. Времена были другими, когда общество стремилось к единению, и это делало работу проще. Но сегодня каждый все больше замкнут на личных делах, что, по его мнению, накладывает свой отпечаток на отношения внутри театрального коллектива.
«Режиссер – это, прежде всего, человек, который понимает людей, сочувствует и любит их, – подчеркнул Сергей Михайлович. – Если этого нет, то все его постановки – просто опыты». По его словам, зритель, приходя на спектакль, как бы сверяет свою жизнь с тем, что видит на сцене, ищет подсказки и ответы для себя. «Если постановка лишена человеческого участия и искреннего сочувствия, то это уже не театр, а пустое фиглярство», – считает он.
Сергей Логутенко – режиссер, который не боялся идти против течения и поднимать острые социальные вопросы. «Мой репертуар строился на сопротивлении партийным установкам, – признался он. – Я видел, что жизнь идет не так, как хотелось бы, и хотел показать это на сцене. Одной из таких постановок был спектакль Азата Абдуллина «Тринадцатый председатель». Главный герой – директор колхоза, сумевший добиться успеха и стать передовиком, за что его судили. После премьеры зрители долго обсуждали его судьбу, задавали вопросы».
«В советское время я ставил «Баню» Владимира Маяковского, – вспоминает Сергей Михайлович. – Это была попытка показать все пороки бюрократии, лицемерие и ложь. Конечно, я столкнулся с критикой со стороны партийных органов: «Что там Логуненко себе позволяет!». Но зритель был на моей стороне. Люди нуждаются в слове правды».
На 45-летие народного театра Сергей Михайлович поставил спектакль «Прощание с Матерой», который вызвал большой отклик у зрителей. «Строилась ГЭС, а вместе с ней затапливались целые деревни, – рассказывает Сергей Михайлович. – Это была трагедия для многих людей. Представьте, что они чувствовали, видя, как их история уходит под воду! Разве это не кощунство? Я хотел, чтобы зрители задумались о том, какую цену мы платим за прогресс».
Его пьесы давали возможность увидеть расхождения между тем, что пропагандировало государство, и тем, как люди на самом деле жили и чувствовали. Это был смелый и трудный путь.
На 50-летний юбилей театра Сергей Михайлович поставил спектакль «Без покаяния». «Я к этому спектаклю лет 10 шел, – говорит он. – Мне хотелось затронуть очень важную тему: лицемерие, соотношение веры и поступков человека. Оказывается, можно украшать дома святыми образами, молиться, и при этом не стесняться совершать самые темные поступки и преступления!»
Каждая постановка Сергея Логуненко – это приглашение к разговору, возможно, не всегда комфортному, но честному и нужному.
В мире театра критика – неизбежная часть творчества. Отвечая на вопрос: «Как вы относитесь к критике?», Сергей Михайлович признается: «Профессиональный человек относится нормально, если она конструктивная, помогает в работе. Но бывает такая огульная критика… Она обижает. Спектакли бывают разные: удачные или не очень. Я однажды поставил спектакль еврейского автора Ханоха Левина «Холостяки и холостячки». Зритель обругал этот спектакль, говорили: «Какая пошлость!». Спустя время я думал об этом, что да, с моей стороны это был рискованный ход. Смелые моменты пьесы оказались неприемлемы для части аудитории», – поделился своими размышлениями Сергей Михайлович.
Режиссер признался, что ощущает свою работу не просто как профессию, а как миссию: «Я определенным образом влияю на духовную жизнь общества. Кто-то соглашается со мной, кто-то нет, но я заставляю их думать, размышлять!» Для Сергея Михайловича всегда было важно «быть на уровне» этой задачи, понимать свою ответственность перед людьми и обществом.
«Какие уроки жизни вынес за годы своей работы? За все в этой жизни надо платить. Жизнь как бумеранг, сколько глупостей насовершал, столько и вернется», – говорит он с высоты своих прожитых лет.
В молодости Сергей Логуненко, как и многие, гонялся за удовольствиями, порой пропускал важное, упускал то, что следовало бы ценить. «Увы, это глупо, – с сожалением говорит он. – Жизнь сложна, трудна, не надо с ней заигрывать и думать, что ты держишь «Бога за бороду». Она всегда найдет способ вернуть всё на свои места».
Сергей Михайлович вписал себя золотыми буквами в историю нашего города. За полвека работы он поставил более сотни спектаклей, каждый из которых был событием в культурной жизни Зеи. Его постановки затрагивали самые разные темы, но неизменным оставалось одно – искренность и глубина, с которой он подходил к каждому своему творению.
И сегодня, когда смотришь на его творческий путь, понимаешь: Сергей Логуненко – это целая эпоха в истории нашего театра. Его имя – в сердцах зрителей, как символ преданности своему делу, любви к искусству и бесконечной творческой энергии.
Елена Доманова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...