Листая старые страницы

Они стремились сделать жизнь богаче
Владимир Куранда принес в редакцию сразу две заметки. Первая была опубликована в «Коммунистическом труде» в 1967 году, в ней среди прочих фамилий упоминается фамилия его деда – Георгия Конзы, а вторая, увидавшая свет двумя годами позже, полностью посвящена Георгию Александровичу. Автор этой заметки – известная многим зейцам Елена Волынец.
Так вышло, что отца Владимиру Федоровичу заменил дед. От него-то он и перенял страсть к истории. И не только к истории вообще, но и к истории родного края, а особенно – своего рода. В архивах семьи бережно хранятся книги, документы, письма – все, что так или иначе связано с именем Георгия Конзы, судьба которого была и героической, и драматичной, и в какой-то мере счастливой.
– Мой дед устанавливал советскую власть на зейской земле, – рассказывает Владимир Федорович, – работал в Зее начальником ОГПУ, затем для прохождения службы был переведен в Саратов. Там же в 1937 году арестован и отправлен на Соловки. Немецкий язык знал в совершенстве, поэтому, находясь в сталинских застенках, просился на фронт переводчиком. Не взяли. После лагерей еще три года провел на поселении в Тайшете. В Зею вернулся только в 1949-м.
Татьяна Тарасова.
Фото из архива Владимира ШЛЯНДИНА.
На другого посмотришь, и кажется, что он всю жизнь был стариком. А вот он всю жизнь молодой!
Почти 70 лет, а как он ходит по улицам Зеи! Не идет, а бежит бегом! Ходит бегом и мчится на велосипеде, другого транспорта летом не признает.
Многие читатели, видимо, уже догадались, что я рассказываю о Георгии Александровиче Конзе, известном в городе человеке. Писали о нем. И уже не раз. Писали о его подвижнической жизни, о его заслугах.

Но Георгий Александрович являет собою пример человека, который не верит в старость, не верит и не стареет. Давно уже есть пенсионная книжка, но нет своей «завалинки», своей «скамеечки». Есть человек с его деятельным беспокойством.
Чем он занимается? Во-первых, продолжает работать. Работает в строительно-монтажном управлении № 1 треста «Драгстроймонтаж». Во-вторых, он общественник. До прошлого года был районным турорганизатором. Надо было побывать на полянах туристских слетов и там увидеть этого человека. Увидеть и еще раз убедиться в том, что не верит этот человек в старость. А пенсионная книжка выдана по календарю.
За год он прочитывает до ста лекций – один из активнейших членов общества «Знание».
В этом году избран и в партийное бюро, и в местный комитет, и в редколлегию стенной газеты управления. Можно было бы от какой-нибудь нагрузки и отказаться, но тогда это был бы уже другой человек. Георгий Александрович бывает там, где нужен. Очень любит бывать с детьми, разговаривать с ними по-молодому задорно, убеждать без нотации и брюзжания, шутить и смеяться. На каждом смотре художественной самодеятельности он обязательно присутствует, если даже и не в комиссии. Вот и на последней районной конференции работал Георгий Александрович: выпускал карикатуры экспромтом.
Многому можно научиться у этого человека. Пунктуален до упрека другим, кто в себе не воспитал этой привычки, дисциплинирован, безотказен.
Как удалось ему сделать себя таким? Жизненные трудности? Да, в какой-то мере. Человек рождается в трудностях. А трудностей у него было много. Были обиды, что, разумеется, страшнее трудностей. Обид не помнит. Это всегда спасение для человека: позволь себе только помнить обиды…
О трудностях вспоминает. Вспоминает, как партизанил, как участвовал в спасении тысячи пудов золота и платины… Вывозили этот бесценный груз через районы, окруженные почти со всех сторон белыми… Везли на подводах… Охранял отряд конников. И помощником командира отряда был товарищ Конза.
Многое приходилось делать в жизни, многое делал.
А как он говорит о работе! Надо каждой клеточкой организма любить труд, чтобы так говорить о нем. Чувствуется, что его захватывает любая работа, сам процесс работы. Он вдохновенно рассказывает о том, что ему приходилось делать… И я вижу скульптурку из хлеба, вижу художественную резьбу по дереву, вижу чернильный прибор «Витязь на распутье». Около тридцати лет тому назад создавал Георгий Александрович шкатулку с рисунком на тему природы Севера и до сих пор помнит детали этой своей работы.
В Зее работал и художественным оформителем в клубе, и учителем рисования в школе, и руководил кружками в Доме пионеров.
Спрашиваю у него, какое дело он все-таки любил больше всего. Говорит, что больше любил работу чекиста.
Я держу в руках пожелтевшие от времени документы.
…Мандат Зейского подотдела госполитохраны. Август 1922 года…
…Грамота о награждении сотрудника ОГПУ за самоотверженную работу и преданность делу пролетарской революции.
…Справка о награждении пистолетом «Коровина», 1932 год.
Работа чекиста соответствовала его духу и характеру. Возможно, это и было его призванием. А вообще, есть у него замечательное призвание – быть человеком труда. Это первое условие жизни без старости. А второе условие – быть оптимистом. Говорят, что оптимисты живут дольше. Благодаря своей жизнерадостности, способности не унывать Георгий Александрович смог сохранить крепкое душевное здоровье. А еще хорошему здоровью помогают, по его словам, утренняя зарядка во что бы то ни стало, холодное обтирание, ходьба, юмор.
Так и живет Георгий Александрович Конза, красногвардеец, коммунист.
Е. ВОЛЫНЕЦ
(«Коммунистический труд»,
4 декабря 1969 года).
P.S. Считаю нужным добавить, что сам, владея игрой на гитаре и фортепиано, Георгий Конза мечтал о создании культурного центра в городе. Прослышав о том, что в Зее живут две престарелые женщины, владеющие игрой на фортепиано, – Клеопатра Мехролюбова и Алида Приб, обе из семей репрессированных, пригласил их вести кружки музыки. Один кружок открыли в школе им. М. Фрунзе, второй – в Доме пионеров. А в 1961 году Георгий Александрович сформировал из интеллигенции города инициативную группу, благодаря усилиям которой в Зее была открыта музыкальная школа
Татьяна ТАРАСОВА.
Учитель
и комсомольская организация
Нередко можно наблюдать, что комсомольские организации совершенно одинаковых школ работают по-разному. В одних жизнь бьет ключом, каждому комсомольцу находится дело по душе. В других этого нет. В чем причина такого положения?
Часто все дело, как говорится, упирается в секретаря комсомольской организации. Если во главе коллектива стоит деятельный активист, боевой организатор молодежи, то и комитет комсомола, и организация в целом, как правило, работают хорошо. А вырастить такого вожака и помогать ему – долг педагогического коллектива школы.
Школа имени Фрунзе. В беседе с комсомольцами прямо не успеваешь всего запомнить: так много интересного у них было в работе комсомольской организации. Это и клуб «Красная гвоздика», и постоянная лекторская группа, силами которой было прочитано много лекций, и вечера встреч, и комсомольские субботники, и увлекательные туристские походы, и военные игры.
В беседе с ребятами чувствуется педагогическое руководство комсомолом, умение осуществить его на практике. Особенно часто комсомольцы вспоминают учителей Т.Г. Быкову, Г.И. Шохину, З.А. Максимову, Е.Б. Волынец, М.А. Боброву, Н.А. Валюмс, М.В. Сухарева, М.А. Чернышеву.
Комсомольцы школы имени Пушкина тепло отзываются о своих наставниках Л.А. Константиновой, Я.А. Валюмсе, Г.А. Конзе, которые часто помогают интересно провести задуманный вечер, поход, в трудную минуту они всегда рядом с комсомольцами.
Большую помощь алгачинским комсомольцам оказывают Нина Михайловна Хлопина и Василий Иванович Малышев.
В школах района многие учителя, не прибегая к мелочной опеке над старшеклассниками, помнят, что перед ними не только ученики, но и полноправные члены юношеской коммунистической организации. Эти учителя бывают на комсомольских собраниях не по обязанности, а по чувству долга перед комсомольцами. Они глубоко заинтересованы в совместном обсуждении вопросов. И ребята ощущают потребность в помощи старших товарищей – учителей.
Там, где этой помощи нет, нет и настоящей комсомольской работы, там ниже и успеваемость учащихся. Сошлемся на такой пример. Комсомольское отчетно-выборное собрание в Октябрьской школе. Из 142 комсомольцев присутствует 92. Разместились кто как смог: на подоконниках, по двое на одном стуле, а некоторые остались стоять на ногах. Уже сама подготовка к собранию в какой-то степени определила его ход. Отчет получился неинтересный, активности не было, ребята разговорились лишь в конце собрания. В отчете секретаря, выступлениях слышались упреки в адрес учителей, вроде: «мы нуждаемся в организационной помощи, а делать все готовы сами», «отношения между комсомольцами и учителями не должны ограничиваться отношениями ученика и учителя» и т.д.
К сожалению, этих упреков и просьб комсомольцев учителя школы не слышали, так как не присутствовали на этом собрании. Единственным представителем от всех учителей был заведующий учебной частью Григорий Ильич Подолянчук. Директор т. Гелунов подошел лишь к концу собрания, а секретарь парторганизации т. Левчук ушла с него в самом начале.
Почему в этой школе педагогический коллектив решил устраниться от педагогического руководства комсомольской работой? Возможно, учителя решили дать ребятам самостоятельно проверить свою силу, свою зрелость? Собрание показало, что это далеко не так. Ни один из выступающих не сказал: «Обойдемся без учителей. Наоборот, ребята просили учителей больше оказывать помощи. Да и само положение дел говорило о том, что такая помощь очень нужна: отрядные пионервожатые не работают, лекторской группы нет, в кружке «Наш ленинский комсомол» занятия не проводились. Плохо работали секторы комитета комсомола.
Директору школы т. Гелунову и секретарю парторганизации т. Левчук необходимо в новом учебном году вместе со всеми учителями помочь ребятам по-боевому организовать работу школьной комсомольской организации.
А ведь так обстоит дело не только в Октябрьской школе. Когда в одной из школ я спросила Виктора З., почему он не вступает в комсомол, Виктор ответил:
– А зачем? Разве комсомольцы нашего класса чем-нибудь отличаются от меня?
Во многом с ним пришлось согласиться. Действительно, комсомольская организация класса работала плохо, не проявляла инициативы, не влияла на несоюзную молодежь.
Из таких ответов учащихся учителям нужно делать серьезные выводы.
Помогая комсомольцам, бывая на их собраниях, учитель должен отдавать себе отчет: комсомольское собрание – не урок. На уроке педагог – хозяин положения, его обязаны слушать. А на собрании учитель – в первую очередь участник собрания, и его будут слушать постольку, поскольку он говорит дело. Комсомольцы хотят услышать от своих старших товарищей не просто призывы к развитию инициативы и самостоятельности, а конкретные, продуманные и интересные советы на волнующие вопросы. Но это вовсе не значит, что учителям нужно присутствовать на каждом комсомольском собрании. Важно знать всю работу комсомольцев, их планы, мысли, дела.
Никак нельзя мириться с такими фактами, когда в школах комсомольцы даже членские взносы не платят вовремя. Это характерно для Умлеканской и Инжанской школ, а из Николаевской школы, начиная с января, даже отчетов об уплате членских взносов не поступало. Можно представить, как в этих организациях «кипит» работа.
Наша жизнь богата внутренними и внешними событиями, комсомольцы и молодежь стремятся понять сущность происходящего. И учителя призваны помочь им в этом. Важно, чтобы каждый человек уже с детства стремился участвовать в делах народа, делах своей страны, строящей коммунизм.
Г. ПОКАЗАНЬЕВА,
инструктор отдела
пропаганды и агитации
райкома КПСС,
(«Коммунистический труд»,
22 августа 1967 года).
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...