Сияющий бриллиант Алдатовых

Шестидесятилетие брака – солидный срок. Немногим парам удается вместе преодолеть этот рубеж, сохранив свои отношения, а по нынешним временам это вообще редкость. Название годовщины красивое и символичное – бриллиантовая свадьба. Это, наверное, потому что бриллиант – один из самых прочных и твердых материалов, не подверженный никаким разрушениям и губительным воздействиям. Так и семейная пара, прожившая вместе шестьдесят лет, демонстрирует такие же прочность и крепость отношений, что бесценно и дорого, как сияющие бриллианты.
Познакомились на тырло
Шесть десятков лет делят друг с другом и радости, и печали, которых в их жизни было предостаточно, Валентина и Илья Алдатовы. Годовщина их бриллиантовой свадьбы – 8 ноября.
– Я шестого сватов заслал, а свадьбу через день сыграли. Вся деревня собралась, – улыбаясь, рассказывает Илья Павлович, ласково поглядывая на супругу, – а зарегистрировались мы только на следующий год, в апреле, когда дочка родилась – Танюшка. Сельсовет за 18 километров был, туда пешком идти надо было.
Разумеется, в их жизни было всякое: и размолвки, и ссоры, и счастливые дни. Одним словом – всё, как и в любой другой семье.
Валентина Владимировна родилась и жила до замужества в селе Надеждинское, что под Благовещенском. В семье, кроме Вали, было еще трое детей. Отец умер, когда девочке едва исполнилось 12, и она была вынуждена пойти на заработки.
– А что делать, жить-то на что-то надо было, – вспоминает Валентина Владимировна, – пенсию нам платили 211 рублей 76 копеек, а мама заболела, долго лежала в больнице, за нами бабушка присматривала. Вот нас учительница пожалела, взяла меня в няньки.
Так и жила: с утра – школа, а после уроков бежала нянчить чужого ребенка. В то время в селе была только начальная школа, поэтому семилетку заканчивала в Благовещенске, где жила ее тетка. Училась в 4-й элитной школе для девочек. Была там такая в то время. После ее окончания можно было продолжить образование в техникуме, но так сложились обстоятельства, что девушке пришлось вернуться домой. Пошла работать в совхоз разнорабочей.
Для юных Ильи и Валентины 1953 год стал судьбоносным. В этом году Валя вернулась в родное село, в это же время сюда после окончания Белогорского ФЗУ приехал и молодой тракторист Илья Алдатов.
– Познакомились мы на тырло, – смеется Валентина Владимировна, – это такое место, где сельская молодежь собиралась по вечерам.
Жили тогда весело. В клубе устраивали танцы, концерты художественной самодеятельности, в которых, кстати, самое активное участие принимал Илья. Может быть, тогда-то впервые и дрогнуло сердечко юной Вали, когда балагур и весельчак Илья до слез смешил односельчан со сцены? Что касается Ильи, то голубоглазую прицепщицу, что вместе с ним работала на тракторе, заприметил сразу. Но поначалу своей симпатии не показывал – приглядывался.
– Чем понравилась? – переспрашивает Илья Павлович. – А вы ее фотографии посмотрите!
Разглядываю фото, где Валентине Владимировне лет 16. Действительно, пройти мимо такой девчонки – нереально. Статная, высокая, глаза – в пол-лица и взгляд какой-то необыкновенный, завораживающий.
– А еще у нее фамилия девичья – Ильина. А меня Илья зовут, вот я и решил, что моя она, моей женой стать должна, куда ей от меня деваться? – смеется Илья Павлович.
– Вот и пришлось мне замуж выходить, – поддерживает супруга Валентина Владимировна.
Они удивительная пара. Впечатление такое, что живут на одной волне: один слово скажет, второй тут же подхватит, продолжит, и вот уже целая история получается.
На свадьбу все родственники Валентины Владимировны из близлежащих сел собрались. Веселая свадьба – два дня гуляли.
– У меня теща золотая была. Александра Афанасьевна звали. Мудрая женщина. Как только мы с Валентиной поженились, сказала: "Жить отдельно будете, своей семьей". Сначала жилье снимали, а потом совхоз квартиру выделил.
В 1957 году Илью призвали в армию. И полетели письма в Надеждинское сначала из Уссурийска, потом с Сахалина. Писал солдат часто, Валентина на каждое письмо отвечала. С нетерпением ждала любимого мужа.
Как нитка с иголкой
После демобилизации семья Алдатовых перебралась в Зею. Дом построили, родился второй ребенок – сын Владимир. Илья Павлович работал в Верхнезейском леспромхозе сначала бульдозеристом, потом шофером, затем инженером по снабжению.
– А какой из меня инженер, – говорит Илья Павлович, – образование-то семь классов. Пришлось заканчивать филиал Куйбышевского энергостроительного техникума, что в то время в Зее находился.
Характер у Ильи Павловича неугомонный. Не может он без дела сидеть. Кроме основной работы – ему еще и общественную нагрузку подавай. Как только пришел в леспромхоз, его выбрали председателем группы народного контроля, затем председателем рабочкома, потом секретарем партийной организации. После выхода на пенсию стал председателем совета ветеранов Верхнезейского леспромхоза, к этой нагрузке добавилась еще одна – должность заместителя председателя Зейского горрайсовета ветеранов.
– А мне Зея поначалу не понравилась, – вспоминает Валентина Владимировна, – работы не было, даже хотела назад в деревню вернуться.
Но потом все постепенно наладилось. Нашлась и работа, сначала в топографической экспедиции, потом на хлебокомбинате. Когда началось строительство Зейской ГЭС, устроилась на домостроительный комбинат. Окончила курсы, стала электросварщицей. Трудилась в бригаде, где были одни мужчины. Работала так, что ее портрет не раз красовался на Доске почета Зеягэсстроя, как передовик производства ездила делиться опытом на Саяно-Шушенскую ГЭС.
– Тяжело было, чего скрывать. Цех вредный, из тех, кто работал вместе со мной, уже мало кто в живых остался, – вздыхает Валентина Владимировна, – как только пустили последний агрегат Зейской ГЭС и наш комбинат закрыли, вышла на пенсию.
А тут и перестройка грянула. Зарплату не платили, пенсию тоже. Как выживать? В дополнение к уже имеющемуся хозяйству купили корову. Она-то – кормилица – хорошим подспорьем стала.
– Я с детства привыкла работать, поэтому вести большое хозяйство мне было не привыкать, – продолжает Валентина Владимировна, – да и дети помогали по мере возможности.
За всю жизнь надолго они не расставались ни разу. Жили как нитка с иголкой: куда один, туда и другой. В отпуске всегда отдыхали вместе, побывали в Москве, Ленинграде, Кишеневе, Одессе, в Адлере, Сочи.
– Одним словом – почти весь Союз объездили, – говорит Илья Павлович.
– Летом и осенью в выходные дни из тайги не вылазили, все грибы и ягоды наши были, – подхватывает Валентина Владимировна и неожиданно добавляет: – Вот так и жизнь пролетела незаметно...
В комнате воцаряется тишина. Все-таки как быстротечно время. Не остановишь его, не затормозишь на минуточку…
– А как она вальс танцевала! Загляденье! У нас это козырный танец был, – обрывает внезапную грустинку Илья Павлович.
– Да ладно тебе! – чуть смутившись, останавливает супруга Валентина Владимировна.
И у обоих опять сияют глаза. Может быть, секрет супружеского долголетия заключается в том, что главным танцем в их жизни был вальс, где партнеры настолько доверяют друг другу, что, кружась в его ритмах, становятся единым целым: и сердца стучат в унисон, и дыхание одно на двоих.
Год назад черной птицей в семью ворвалась беда – ушла из жизни дочь Татьяна. Рвет душу и сердце чудовищная рана, которая и до конца жизни не зарастет, не затянется. Нет страшнее на свете горя, чем смерть ребенка. Пережить такое в одиночку, без поддержки, невозможно.
Но надо жить дальше. Для внуков и правнуков, а их у Ильи Павловича и Валентины Владимировны в общей сложности тринадцать.
– Они у нас частые гости, по мере возможности помогают, – говорит Илья Павлович, – а как иначе?
Семья Алдатовых славится хлебосольством, к тому же Валентина Владимировна отличная хозяйка и огородница.
– В этом году столько огурцов и помидоров народилось, что девать было некуда. Всё раздали. Мне лучше просто отдать, чем продавать. Не люблю с людей деньги брать.
Так и живут супруги для родных кровинушек да для людей.
Татьяна ТАРАСОВА.
Фото из архива семьи Алдатовых.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
 
 
 
 

Подробнее...