Село, где живут трудоголики
Гулик – живописное село, раскинувшееся не на один километр. То, что бросается в глаза прежде всего, – вот этот щедрый надел земли, поделённый на улочки и проулки. Как будто какой-то неведомый сеятель, делая гигантские шаги, сыпал вправо и влево дома и участки, нисколько не заботясь об общей геометрической правильности карты. Улицы, зачастую – односторонние, разбросаны самым причудливым образом: то тянутся извилистой змейкой вдоль грибной рощицы, то прерываются горбатым мостиком – и кажется, село тут и заканчивается.Но стоит пройти ещё – и обнаруживаешь его продолжение. Найти приезжему человеку нужный адрес без подсказки местных порой оказывается не под
Место особое
Официально поселение основано в 1932 году. Но старожилы в разговоре несколько раз проронили: не основано, восстановлено. Говорят, ещё раньше, с конца позапрошлого века на месте нынешнего села была корейская ферма, стояли бараки. А вот названию своему населённый пункт обязан эвенкам: в переводе с их языка "гулик" означает "настил, где складываются кости диких животных". До 90-х годов это поселение славилось совхозом (здесь располагалось третье отделение Сосновоборского совхоза) и ещё совсем недавно – крепкой одиннадцатилетней школой и большим детским садом.
В сочетании с удивительной природой, практически слившейся в одно с селом (грибы и ягоды здесь – прямо за огородами), и близким расположением к районному центру (чуть больше десяти километров) место это должно бы стать привлекательным для тех, кто ценит здоровый образ жизни и активную профессиональную деятельность одновременно. Но советское хозяйство развалилось, школа стала девятилетней, детский сад сократился и вместе с клубом переехал в здание школы. Держаться молодым не за что, вот и мельчает село, в отличие от своей тезки-речки, после очередных дождей снова подбирающейся к заново отстроенному мосту на въезде.
Сегодня в Гулике есть три магазина, отделение почтовой связи, фельдшерско-акушерский пункт. Как и везде, основной процент населения – пенсионеры, молодёжь заглядывает сюда главным образом помочь родителям и отдохнуть. Некоторые устроились на работу в Зее, благо город близко. Многие жители Гулика держат подсобное хозяйство, без которого, говорят, в деревне не выжить. Хотя поголовье крупного рогатого скота, свиней и кур за последние пару лет заметно убавилось. Одна из причин – перестала работать программа по субсидированию кормов для ЛПХ. А ведь было время – комбикорма для гуликских бурёнок доставляли целыми КамАЗами. Недавно в селе зарегистрировал хозяйство фермер. В прошлом году Сергей Карпович уже сумел поднять около 50 гектаров залежных земель, которые теперь распахивает под посевы.
Достойных много
Гулик входит в состав Сосновоборского сельсовета. Кроме него, сельский совет объединяет Сосновый Бор, Заречную Слободу и Золотую Гору, а значит, его главе Николаю Ельчину есть с чем сравнить.
"Гулик – это село, где живут трудоголики, – признался Николай Владимирович. – Население трудолюбивое и отзывчивое. С гуликчанами мне легко работается. Там практически к любому человеку можно обратиться за помощью. Наводнение 2013 года показало сплоченность этого населённого пункта. Почти месяц Гулик был отрезан от дороги, но не было ни истерики, ни отчаяния. Все вместе, как одна семья. Основная проблема – привозная вода. Если бы не это, поселение бы, я считаю, разрасталось и строилось. Всем жителям Гулика желаю крепкого здоровья, а селу – процветания! И надеюсь с жителями на дальнейшее взаимопонимание и сотрудничество!".
Того же, к слову, родному селу и односельчанам желали и все те, с кем пришлось пообщаться во время нашей предпраздничной поездки в Гулик. Здесь следует оговориться: в сельсовете нам посоветовали несколько человек, с кем было бы интересно пообщаться накануне 85-летнего дня рождения. Даже дали адреса и телефоны. Но на месте этот список "достойных" местные жители стали расширять и дополнять: кто-то там родился и много чего помнит, кто-то приехал и остался, у кого-то – богатая трудовая биография, у другого – успешные дети... Оказалось, в небольшом селе так много людей, о которых стоит сказать особо. Значит, прав глава, так тепло отзывающийся о гуликчанах! Но писать обо всех не позволит газетная площадь, а потому из всех списков мы выбрали троих – почти наугад, чтобы никого не обидеть.

Была б работа...
Ригина Киряева – коренная гуликчанка. Больше 20 лет она отработала почтальоном. За день, говорит, проходила по десять километров. И кому, как не ей, знать на селе всех? Раньше, рассказала Ригина Иосифовна, почти каждый год село пополнялось переселенцами – из Брянской, Читинской областей, с Украины. Но большинство из них через какое-то время "смотали удочки" и вернулись на родину. А вот из местных той, старой, закалки почти все остались. Дом Киряевых расположен на одной из отдалённых улочек, где окрестности больше напоминают какой-то кряжистый хуторок. Но оказалось, что из всех соседей только они одни держат хозяйство – скотину, свиней, кур-бройлеров. Излишки молока и мяса реализуют в городе, где уже есть свои постоянные покупатели.
"Мне кажется, лучше нашего Гулика деревни нет, – признаётся женщина. – Ждём не дождёмся, когда дети и внуки приедут в отпуск, и они каждое лето – в деревню к бабушке. Живём за счёт хозяйства. Если бы в селе был совхоз, и дети наши остались бы здесь. Гулику желаю жить долго. Так приятно смотреть, когда что-то в селе строится – обновляются заборы, вырастают новые дома, меняется кровля... Значит, жизнь у нас продолжается".

"Лодырю тут не выжить", – слово в слово повторили мнение главы сельсовета супруги Степан и Раиса Каленбет. Оба они – местные, говорят, и родители их в Гулике прожили много лет. Благодаря детям, которые приезжают из Зеи, чтобы помочь родителям, супруги и на пенсии держат хозяйство и большой огород. Раиса Алексеевна 40 лет отработала в школе – учителем начальных классов, по её стопам пошла и дочь – преподаватель в школе № 1 г. Зеи. Степан Сергеевич за 50-летнюю безаварийную работу водителем в совхозе награждён ведомственной наградой. У него, говорят односельчане, золотые руки. Он восстановил и вместе с сыновьями оборудовал мастерскую для мальчиков в школе. Теперь там клуб, с горечью говорит он. В отца пошли и оба сына. Они окончили аграрный университет, и если бы в Гулике сохранился совхоз, уверены родители, парни бы из села не уехали. Привыкшие трудиться на земле, они и городские свои квартиры поменяли на дома с участками.
Хозяйка показала ухоженные грядки и теплицы, где наливаются овощи и спеет ягода. Степан Сергеевич как раз завёл под уздцы лошадь.

"Чайка у нас – помощница, без неё никак, – похлопывая животное по загривку, рассказал глава семьи. – Она и граблями сено помогает заготовить, и в огороде картофель окучить".
Раиса Алексеевна и Степан Сергеевич из Гулика уезжать никогда не собирались. Раскулаченные и сосланные сюда семьи их родителей жили здесь принудительно, а дети вот всем сердцем приросли к этой земле. Сейчас небольшой дом Каленбет переполнен, если собираются все дети и внуки – стелить приходится даже на веранде.
"Здесь – цветы, грибы... Как скажешь, что плохо? Всё хорошо"!" – уверены супруги.

Почти ровесница
Валентина Щербинкина больше десяти лет отработала в Гулике фельдшером, приехав из Новосибирской области. 1 июля Валентине Ивановне исполнилось 80 лет. Ей, как и первой нашей героине, тоже пришлось протопать пешком не один километр по родному селу – и днём, и ночью, и в зной, и в стужу. Население тогда по количеству душ не чета сегодняшнему, одних избирателей – до 400 человек, плюс дети малые. Переносных телефонов не было. Бывало, говорит, дойдёт с вызова с другого конца села домой – а ей – новый вызов.
Благодаря Валентине Щербинкиной на свет появились пятеро малышей. Да и на своих детей, внуков и правнуков жизнь оказалась щедра: её наследники – шестеро внуков и девять правнуков. Кто-то из них живёт рядом, другие – в Приморье. Старшему правнуку – студенту морского университета – уже 19 лет. А четвероклассник Артём и пятиклассник Никита (тоже правнуки) в деревне отдыхают, набираясь сил перед предстоящей учёбой. Воспитывать их Валентина Ивановна старается послушными и трудолюбивыми. В деревне, говорят, здорово, вольготно. А вырастите, спрашиваю, в Гулик вернётесь?
"Видно будет, – по-взрослому рассуждают мальчишки, – может быть, да, а может, и нет". Наверное, зависеть это будет от того, как сохранится село за эти 10–15 лет. Дай Бог, чтобы оно стало таким, чтобы эта подрастающая поросль всё-таки захотела здесь остаться.
Алиса Дотова.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
 

Подробнее...