Шкатулка с секретом

В "Энергетике" на днях состоялась премьера спектакля по пьесе японского драматурга Коки Митани "Академия смеха".
Пролог
Интрига заключалась уже в самой афише, на которой значилось, что спектакль ставит инОродный театр, и в трех ипостасях: режиссера-постановщика, художника-постановщика и актера, играющего роль Цензора, выступает Александр Рожнев. Естественно возник вопрос: почему? Почему инородный, почему была выбрана именно эта пьеса, и почему сам взялся за постановку. С этими тремя "почему?" за несколько дней до премьеры обращаюсь к Александру Александровичу.
– Почему инородный? Здесь противостояние Цензора и Автора, в результате которого и возникает другой театр – инородный. Что касается пьесы (ее, кстати, предложила Лариса Бобровникова, и за это ей огромная благодарность), то пьеса – шикарнейшая, ее нельзя было не брать. Здесь и простая история, которая будет понятна всем зрителям, а с другой стороны, там есть мысль, которая будет понятна тем, кто умеет читать между строк. Материал не простой, тонкий, и единственная наша задача – его не испортить.
На третье "почему?" скажу так: наболело, накипело, решил, что хватит. В конце концов если критикуешь – предлагай, показывай сам, на что способен, – говорит Александр.
Вторую роль – роль Автора – исполняет Алексей Тырсенко, актер театра-студии "Самовар" Покровского горного колледжа. Это его дебют на большой сцене.
– Как шла работа? Конечно, не просто. Пьеса на двоих актеров, и около двух часов быть на сцене, причем так, чтобы зрителю не захотелось спать, – дело не из легких. Хочется надеяться, что справимся, – отвечает Алексей Николаевич.
Премьера
Но вначале сюжет. Время действия – Япония 40-х годов прошлого столетия, за окном Вторая мировая война. Драматург театра "Академия смеха" приходит к цензору получить разрешение на постановку очередной увеселительной пьесы. Но это оказывается не так просто. Цензор, ревностно отстаивающий устои Великой Японии и честь императора, напрочь лишенный чувства юмора, не желает пропускать комедийную пьесу и вообще не видит никакого смысла в комедийном театре. Чтобы привести пьесу в благонадежный вид, он дает Автору семь дней. И каждый раз включается в творческий процесс, давая советы один нелепее другого. В результате меняется пьеса, став намного совершеннее исходного материала, и меняется Цензор, почувствовавший вкус и силу искусства.
"Академия смеха" – это остроумный парадокс или, если хотите, шкатулка с секретом, которая открывается не сразу.
О том, что для драматурга цензор – это чуть ли не бог, становится понятно с первых минут спектакля, когда зритель не видит самого Цензора, а только слышит его голос, раздающийся то слева, то справа, то откуда-то сверху. На этом фоне чуть растерянный, явно заискивающий Автор. От него зависит, будет ли существовать его театр, а потому готовый на всё, включая взятки и унижение, ради того, чтобы только получить разрешение на постановку очередной пьески с глуповатыми шутками (на потребу публике и в угоду ведущему актеру театра), дает настрой всему действу. Ну а дальше…

Дальше – впечатления зрителей.
– Мне понравилось. Во-первых, два актера держат зал в напряжении все полтора часа, а это достаточно трудно. А потом – это философское произведение с большим глубоким подтекстом.
– Ребята играли бесподобно, я давно такого не видела. Захотелось посмотреть спектакль еще раз.
– Сначала мне показалось немного скучновато, ведь нужно было зрителям еще и в тонкостях Японии разбираться, но в целом – глубокий смысл, очень глубокий. Игра актеров понравилась, хороший тандем получился. Надеюсь, у Рожнева – большое будущее.
– В театральной жизни нашего города этот спектакль я бы сравнила с потоком свежего воздуха. Вещь интеллектуальная. Движение мысли, за которой нужно следить во время любого спектакля, – для зрителя это всегда труд, но надо сказать, что в данном случае он приносил удовольствие. Большое спасибо и актерам, и режиссеру за выбор пьесы, за игру, за уважение к публике.
– От спектакля восторга не испытала. Сам материал мне показался неинтересным. Ну а молодые актеры играли довольно хорошо.
– Однозначно понравился. Ну можно же ставить комедии без всяких скабрезных шуток?! Если в начале была какая-то монотонность, то с каждой минутой действие увлекало все больше и больше. А сколько неожиданных поворотов, и как точно актеры отыгрывали это! Понравились и декорации, и как актеры использовали их, все лаконично и в то же время органично. Несмотря на то что зал был заполнен чуть больше, чем на треть, вы посмотрите, какую овацию в конце спектакля устроили, я такого не припомню, даже когда приезжали профессиональные артисты. Обидно, что зрительный зал был не полный. Думаю, люди не поняли, что эта комедия в постановке другого театра, хоть и народного, но "инородного", как было заявлено на афише и в программке.
– Пьеса? Да так себе, скучноватая… Можно сказать, что она ни о чем. А в начале спектакля вообще не было слышно, о чем говорят на сцене.
– Материал очень сложный, тем более на двоих, но актеры с ним справились. Понравилось и сценическое решение. Декорации живут вместе с актерами. Взять хотя бы стол, он то барьер, разъединяющий героев, то, наоборот, становится тем звеном, которое соединяет две противоборствующие стороны. Отличное световое и музыкальное решение.
Татьяна ТАРАСОВА.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...