Верхнезейский леспромхоз жив

Завтра – День работников лесной промышленности. Когда-то на территории Зейского района работали несколько лесодобывающих и лесообрабатывающих предприятий. Они обеспечивали древесиной и материалами не только город и район, но и производили регулярные поставки больших объёмов обработанной древесины в область. Одним из таких мощных производств являлся Верхнезейский леспромхоз. Это предприятие просуществовало до 1996 года, когда его деятельность была планомерно подведена к банкротству и закрытию. Однако, несмотря на почти 20-летнее «небытие», бывшие работники леспромхоза до сих пор дорожат памятью о производстве, а главное, о людях, для кого предприятие было и остаётся, может быть, самой главной жизненной вехой.
Предприятие начало свою историю в 40-х годах, после войны, и вплоть до 1960 года носило название «Райпромкомбинат», и руководил им фронтовик Пётр Викулов. Тогда здесь занимались выпуском кирпича, производили гончарную посуду, делали сани, телеги, мебель, был на комбинате и швейный цех. В 1960-м, когда комбинат переименовали в Верхнезейский лесопункт, производство было переориентировано на заготовку леса и обработку древесины и подчинялось управлению топливной промышленности Амурского облисполкома. Во главе лесопункта встал Владимир Волощук. В то время предприятие поставляло срубы домов баржами в сёла Приамурья.
Позже, когда в июле 1965 года лесопункт стал Верхнезейским леспромхозом, они снабжали область брусом, пиломатериалом, столярными изделиями. В 1980-м году леспромхоз заготовил миллионный кубометр, директором предприятия в то время был Иван Данченко. Тогда на производстве работали 350 человек. За реализацию продукции в год предприятие получало четыре миллиона советских рублей. Оно развивалось и расширяло производство. В это время расцвета были построены гаражи, автостоянка, большой лесоцех, база отдыха на берегу Зеи. В леспромхозе имелись свой клуб, столовая. Расширялся и ассортимент выпускаемой продукции. Трудовым местом на стабильно работающем предприятии дорожили: одновременно на нём работали 23 семейные династии, и это несмотря на очень тяжёлый, почти каторжный труд, ведь работа с лесом всегда была и есть одной из самых трудоёмких. Среди династий – семья Корнеевых: братья, их жёны, сыновья, потом пришли и внуки. Трудились династии Побережных, Чухай, Жарковых, Полуполтиновых...

Леспромхоз не только выполнял и перевыполнял план по своему основному направлению деятельности, но и вёл активную общественную работу: помогал во время сенокосной поры и сбора урожая в подшефном Ивановском отделении совхоза «Зейский», организовывал санитарные дружины и дружины по охране общественного порядка. Благодаря, в том числе, и этой работе на улицах города было спокойно. В леспромхозе был собственный духовой оркестр, в клубе ярко и весело проводились праздничные и торжественные мероприятия.
Казалось, предприятие настолько крепко стоит на ногах, что переживёт ещё не один десяток лет. Однако вскоре пришли лихие девяностые. Первым тревожным звоночком стал отказ области принимать местный пиломатериал, по какой-то причине чиновники переключили внимание на Читинское производство. Затем из мощного, стабильного предприятия «слепили» ООО, а всё, что показалось лишним новому начальству, обрезали (включая материальную базу, здания, людей и другое). Точку в долгой и славной истории предприятия поставило, как считают ветераны, искусственное банкротство и роспуск. Верхнезейскому леспромхозу объявили приговор. Куда делась уцелевшая после развала предприятия техника и богатейшая материальная база – никто не знает.
Так закрылась последняя страничка когда-то большого предприятия. Но с закрытием производства не прекратилась жизнь дружного коллектива. Во многом это – заслуга Ильи Алдатова. Его бывшие сотрудники с уважением именуют его не иначе как «хранителем леспромхоза». Вокруг него сегодня собираются все, кто когда-то заготавливал и обрабатывал лес, трудился на бульдозерах и тракторах, обеспечивал бесперебойность производства на других работах. «Это потому, что мы всю жизнь трудились как одна большая семья», – раскрывает «секрет» Илья Павлович.
Сегодня они, оказавшиеся за бортом производства, по-прежнему вместе: общаются, встречаются, помогают друг другу и поддерживают друг друга во всех жизненных обстояниях. В 1996 году, когда Илью Алдатова избрали председателем совета ветеранов предприятия, у него в списке было 130 человек подопечных. Сегодня – 49. Среди них – ветераны Великой Отечественной войны Владимир Сенотрусов и Владимир Дарвоед, участники трудового фронта – Егор Ананченко, Анна Белобородова, Елена Чухай и Мария Явишева. Они уверены: пока держатся вместе, как раньше – плечом к плечу, жив леспромхоз. Несмотря ни на что.
Лариса Федотова.
Фото из архива Ильи Алдатова и краеведческого музея.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...