Живая река
В прежние годы наш традиционный материал, приуроченный к профессиональному празднику работников морского и речного флота, готовился при непосредственном участии директора Зейского речного порта Александра Соколова. Когда несколько лет назад со всей остротой встал вопрос о дальнейшей судьбе нашего порта, Александр Алексеевич сказал: “Я не хочу, чтобы на мне закончилась история Зейского речного порта. Ведь создавали его предшествующие поколения и город назывался Зейская пристань. Но порт умер, а скоро не стало и его последнего директора Александра Соколова – не выдержало сердце.
Несмотря на политические и экономические катаклизмы, которые то и дело сотрясают наше общество, река жива, а раз так, то всегда остаётся шанс вновь возродить на ней судоходство. О перспективах возрождения водного транспорта наш корреспондент беседует с руководителем участка водпути Геннадием Тимофеевым. Участок водпути, который дислоцируется в нашем городе, обслуживает реку Зею от плотины гидроэлектростанции до места слияния её с Амуром. А это без малого 600 километров. Нынешней весной уже 8 мая путейцы отправились вниз по реке. По пути проводили ревизию состояния судовой обстановки. Оказалось, что лесные пожары не пощадили не только растительность, но и судовые створы, которые установлены по берегам Зеи. Пришлось восстанавливать уничтоженное огнём.
– Геннадий Геннадьевич, а зачем восстанавливать судовые створы, бакены, буи, если судоходства по реке от Зеи до Благовещенска практически нет? Зачем тратить силы и средства?
– Мы – бюджетная организация, и федеральные власти определяют нам сроки установки навигационного оборудования на реке. В соответствии с распоряжением до 12 мая мы должны были открыть судоходство на участке от города Зеи до 11-го километра от Благовещенска и содержать его до 20 октября. В данном случае не важна интенсивность судоходства по этому участку реки.
На страницах “ЗВ” было несколько публикаций, в которых сквозила мысль, что Зея в последние годы стала несудоходной. Это не так. Существуют так называемые “гарантированные глубины”. Иначе говоря, должна соблюдаться такая минимальная глубина, которая позволяла бы обеспечить беспрепятственное судоходство. Так, на участке от города Зеи до устья Селемджи гарантированная глубина должна быть 120 сантиметров, а от Селемджи до города Свободного – 130 сантиметров.
Существует программа улучшения судоходной обстановки на реке Зее, и в соответствии с этим документом я каждый год направляю предложения о необходимости проведения дноуглубительных работ. Но такие работы – мероприятие очень дорогостоящее, а потому проводятся они по мере необходимости. Если потребуется, то прибуксируют и земснаряд. Сейчас такие проблемы решаются довольно оперативно.
Другой вопрос, что уровень воды в реке зависит от попусков, производимых Зейской ГЭС. На совещании, которое проходило нынешней весной, руководство гидроэлектростанции сослалось на договорённость с речниками о попусках воды для поддержания судоходной обстановки. Пришлось напомнить, что ни о какой договорённости речи быть не может, поскольку существует Водный кодекс, в котором сказано, что на участках рек в нижнем бьефе должен поддерживаться судоходный попуск весь навигационный период.
– Сейчас на уровне правительства Амурской области решается вопрос о возобновлении поставок угля по реке. Гружёные баржи смогут преодолеть расстояние от Свободного до Юбилейного?
– Без сомнения. Если Зейская ГЭС будет соблюдать все требования, то для прохождения флота помех не будет.
Более того, в районе Юбилейного вполне приличные глубины, позволяющие подойти к причальной стенке. Сейчас не будем говорить о состоянии самого причала, поскольку для разгрузочных работ с помощью плавкрана это не имеет значения. Если помните, то в прошлые годы в районе Соснового Бора и Овсянки уголь для котельных выгружали прямо на берег.
Другое дело, что в настоящее время очень сложно возродить речной флот в том виде, в котором он существовал долгие годы. Было время, когда опытные специалисты-речники остались без работы. Прошло время, и большинство из них так или иначе устроилось в этой жизни, а кто-то и вовсе ушёл на пенсию. Так что найти экипажи для судов – очень непростая задача. Нет уже Зейского речного порта, на грани выживания Свободненский порт.
Как ни крути, но технический прогресс не остановить и постепенно внедряется новое оборудование в оснащение путейских судов. Промер глубин сейчас ведётся с помощью эхолота, хотя путейцы не отказываются и от надёжных “дедовских” методов. Суда оснащаются спутниковыми навигаторами, позволяющими с высокой точностью определить местонахождения. На амурских судах уже появились навигаторы с функцией эхолота, который показывает рельеф дна. До Зеи новинка пока ещё не дошла, но если возобновится судоходство, то надобность в таком приборе будет очевидна.
Вот надеждой-то на возрождение судоходной реки и живут пока речники. Как известно, надежда умирает последней.
Григорий Филатов.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...