Уникальный эвенкийский народ
Галина Боторкина родилась и выросла в Бомнаке. Её мама умерла, когда девочка училась в пятом классе. Её определили в интернат. А после окончания школы предложили продолжить обучение в Ленинградском педагогическом институте имени Герцена на факультете народов Крайнего Севера. Об этом Галина мечтала с раннего детства, когда, играя со сверстниками, представляла себя учительницей.
– Это были самые лучшие годы – с 1979 по 1984, – вспоминает Галина Викторовна, – в Москву поехала одна, и мне совсем не было страшно. Как говорится, язык до Киева доведет. Первый раз попала в метро, но быстро сориентировалась куда ехать. В столице пересела на другой поезд и добралась до Ленинграда.
В советские времена малым народам Севера государство уделяло особое внимание, стараясь дать детям из отдаленных уголков страны хорошее образование. Студентов из далеких северных поселков опекали: они бесплатно проживали в общежитиях, питались в столовых. Ребята посещали музеи, ходили на концерты знаменитостей.
– Мы не скучали. Постоянно ходили на творческие встречи с писателями, артистами, политическими обозревателями. У нас была насыщенная культурная жизнь, – говорит Галина Дмитриевна.
После института Галина вернулась в родной Бомнак. Говорит, что была возможность остаться, но очень хотелось домой, в родные места. Два года проработала в школе. Затем перешла в сельскую администрацию на должность бухгалтера. Самостоятельно освоила эту профессию. Потом работала на котельной, а когда в 2009 году ей предложили работу в школе, немного засомневалась. А получится ли, ведь за 20 лет она многое забыла. Но всё-таки решилась.
Сегодня работает учителем русского языка и литературы. По мнению Галины Дмитриевны, эвенкийский народ теряет родной язык.
– В позапрошлом году я участвовала в переписи населения, – говорит она, – и меня удивило, что чистокровные эвенки называли родной язык – русский, а эвенкийским не владеют вообще. Метисы говорили, что они русские, но по лицу-то видно, что у них эвенкийские корни. Обидно, что эвенкийский язык в школе теперь преподают только на факультативах. Хотя я вижу, что дети из младших классов с удовольствием учат родной язык. И это проблема не только нашего села. Сегодня семьи совсем не разговаривают со своими детьми на родном языке. А я стараюсь со своими дочками говорить дома на эвенкийском. Элементарные слова и выражения они понимают.
Галина Дмитриевна в прошлом году побывала в Тындинском районе на эвенкийском празднике. Учителя спросили у пробегавшего мимо эвенкийского мальчишки: «Он гэрбис?». Тот застыл в недоумении, как будто с ним заговорили инопланетяне. А вопрос был: «Как тебя зовут?».
– Я все время говорю своим ученикам: «Эвенки – это уникальный народ», – рассказывает Галина Боторкина, – ведь ни чукчи, ни коряки, ни нанайцы, ни селькупы не расселялись по большой территории, а жили на одном месте. А вот эвенки населяют территорию, начиная от Красноярского края и до Охотского моря. Это кочевой народ, который перемещался с места на место в поисках лучших пастбищ. За тысячелетнюю историю эвенки смогли приручить оленей. Олень для нас – одежда, пища. Не будет оленей, не будет эвенков. Возможно, наши дети и поймут это, когда вырастут. Но осознание всего этого закладывается в школе.
Марина ТИШКОВА.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...