Необыкновенная маленькая жизнь

В городском выставочном зале при Доме культуры “Энергетик” открыта первая в нашем городе экспозиция цифровой живописи и иллюстраций “Необыкновенность обыкновенного”.
Эта выставка – эксперимент художника, педагога Детской школы искусств Ольги Новосад и ее воспитанников. Это своего рода творческий проект, который реализовывался в течение пяти учебных лет. Для нас, жителей Зеи, это открытие новой линии в искусстве, яркое, необычное, с глубоким философским смыслом, впечатляющее. О маленькой жизни, длиною в пять лет, творческом поиске единомышленников – юных художников и педагога, рассказала “Зейским вестям сегодня” Ольга Юрьевна.
Всё в нашей жизни, так или иначе, связано с компьютерной графикой. Но мы настолько уже к ней привыкли, что перестали её замечать. А ведь она повсюду – это и книги, газеты и журналы, вся реклама, фотографии, телефоны.
В нашей школе есть уникальная возможность для ребят приоткрыть двери в удивительный мир графики, узнать, как она создаётся и получить начальные знания в области цифровых технологий. Конечно, я буду рада, если для кого-то из учеников эти знания окажутся основополагающими в выборе будущей профессии.





Предмет “Компьютерная графика” – сложный. Ведь когда мы рисуем, пишем или едим, мы смотрим на свои руки. Когда же ребята начинают рисовать на компьютере, перед ними возникает первая сложность – научиться рисовать, не замечая рук, то есть понять пространство возле себя, не видя его. Это трудно, но радует, что абсолютно все эту сложность преодолевают.
По мере формирования навыков рисования за компьютером, задания усложняются. Иногда эти задания кажутся странными, непонятными, но интересными, и все ребята с ними справляются отлично.
С момента приобретения графических планшетов в 2018 году у учащихся значительно вырос интерес к предмету. Благодаря насыщенному содержанию курса обучения юные художники учились разрабатывать поздравительные открытки, мини-пейзажи, выполнять всевозможные творческие задания, участвовали в конкурсах различного уровня. Для какого-то из заданий в качестве примера я показала ребятам свои работы. И вопрос одного из учеников: “А вы что, тоже умеете рисовать?”, заставил меня задуматься: почему бы нам не порисовать вместе? Было принято решение организовать первый творческий проект. На сегодняшний день таких проектов реализовано много.
2019 год – год эпидемии Covid-19 и полного локдауна. Ребята осваивали новую для них дистанционную форму обучения. В непростое время на уроках компьютерной графики был реализован первый творческий проект “Мир будущего”. Каждый ребёнок в своей работе представлял, каким станет наш мир. Планета будет находиться под контролем компьютеров? Может, мир будет захвачен роботами? Или люди смогут летать на Марс и другие планеты? Работы ребят поражали разнообразием сюжетов, яркостью красок и позитивным настроением. Отрадно заметить, что в своих рисунках все дети представили мир без войны, голода и страданий. Итоговая выставка творческих работ была опубликована на сайте ДШИ и в СМИ.
В 2020 году ученики 2-5 классов участвовали в проекте “Время магии и чудес”. Юные художники всё ещё верят в волшебство. Они представили и нарисовали то, что помогает волшебникам и колдунам творить чудеса: посохи, магические шары, волшебные палочки, пузырьки с зельями. По их мнению, ни один колдун или чародейка не обходятся без помощников: кроликов, лягушек и котов. Разнообразие магических животных и предметов было показано на выставке в школе искусств, собравшей около сорока творческих работ.
В 2021 году началась работа над очень сложным проектом, который получил название “Полшага в сумерки”. Состоялось символическое путешествие детей в мир собственных выдумок и страхов.
Страх – это базовая эмоция человека. Он всего лишь защитный механизм, который предостерегает от потенциальной опасности. В современном мире каждый человек встречается значительно чаще со страхом перед воображаемыми угрозами, опираясь на собственный или чужой опыт, “накручивает” себя и начинает пугаться ошибок, неудач, катастроф, каких-то ужасных событий. Сам того не желая, он верит, что этот страх реален. Именно с этим страхом можно и нужно уметь справляться. Лучший помощник в избавлении от страхов – средства арт-терапии.
На протяжении нескольких уроков каждый ребёнок рассказывал о страхе, порождённом собственным воображением, а потом начинал рисовать. Большой страх уменьшался до размеров листа и переставал казаться таким ужасным. По договорённости с ребятами, законченные работы были отложены. Спустя некоторое время из них была организована выставка. Изображённое на рисунках больше не пугало.
Именно в этом проекте был особенно ощутим синтез детского и взрослого восприятия мира. Для детей явилось открытием, что страхи педагога оказались похожи на их собственные. И в конце проекта избавлялись от страхов все вместе, разрывая рисунки на мелкие кусочки.
В 2022 году в рамках общешкольного долгосрочного проекта “Культурное наследие России – связующая нить времён” на уроках компьютерной графики был организован творческий проект по изучению славянской мифологии. Объектом изучения выбран с раннего детства знакомый всем сказочный персонаж – Баба Яга. В ходе предварительной работы подробно изучены труды специалистов в области теории и истории фольклора. Большим открытием для ребят явилось: Баба Яга – персонаж мифический; она когда-то была молодой и красивой; почему у неё нога “костяная”; чем примечательна её ступа с метлой и почему избушка стоит не на куриных, а на “курьих” ножках. Яркие образы Бабы Яги всех возрастов украсили главный холл ДШИ на выставке творческих работ, которых в экспозиции собралось более пятидесяти.
Для меня выставка “Необыкновенность обыкновенного” персональная в самом полном смысле этого слова: здесь представлено 38 моих работ. Есть известное высказывание: “Я – художник, я так вижу”, поэтому в этих работах я показываю свой взгляд на мир. Также в зале представлены 204 работы моих учеников. Но это тоже моя работа – работа педагога, который смог заинтересовать, объяснить и научить. И этой работой я горжусь больше!
Я преподаю на отделении изобразительного искусства с 2017 года. Идея выставки заключалась в том, чтобы работы на стенах развесить определённым образом: каждая стена – это один учебный год. Что-то у нас получалось, что-то не очень, но эти работы – целая наша маленькая жизнь. Всего за пять лет ребята нарисовали около тысячи работ. Конечно, стены выставочного зала не могут вместить такое количество, поэтому большая их часть представлена в папках.
И пусть кто-то скажет: “Ну и что, что такое большое количество. Ведь количество – не показатель качества”. Для меня показатель качества – это выставка, на которой вы всё можете увидеть своими глазами. У нас всё получилось, и творческий праздник состоялся!
Ольга Новосад.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...