Ностальгия по Становому

На Становом хребте, в верховьях рек Зеи и Тока, я почти всю свою трудовую жизнь проработал оленеводом-пастухом, каюром в экспедиции, охотником, бригадиром оленеводческого стада совхоза «Ударник». Отсюда ушёл на пенсию и в этих местах долго не появлялся.
В 2019 году на этой территории был создан Токинско-Становой национальный парк. И вот уже третий год летом в составе экспедиции Зейского заповедника вновь посещаю эти места. И, как в молодые годы, опять очарован природой этих мест, вспоминаю то время, друзей и радуюсь.

В 2021 году мы спускались сплавом по реке Зее от Сивактыляка до Бомнака. Места хорошо мне знакомые, здесь я пять лет охотился, работая штатным охотником. Интересной была встреча со старым зимовьём спустя 42 года. Его я с трудом нашёл, так густо заросло это место деревьями, а раньше избушку видно было с берега реки.
Устье реки Джугарма – места, где проходили экспедиции геодезиста и писателя Григория Федосеева и его проводника Улукиткана (Семен Григорьевич Трифонов). В 1976 году, когда я побывал там впервые, стояли ещё лабазы, оставшиеся от той экспедиции. Теперь их нет, да и устье реки сдвинулось вправо – под самый прижим сопки. А коса, на которую садился самолет, размыта и на её месте теперь русло Зеи. Чуть ниже, примерно в километре, по течению Зеи – небольшой ключик. Рядом с ним на взгорке было развалившееся зимовьё и оклады под экспедиционные палатки. Этот ключик эвенки называли Федосеевский. Сейчас всё заросло густым лесом.
Плывём ниже. Устье реки Купури. По этой реке в первый год работы экспедиции уходил караван оленей с грузом, ведомый проводником Улукитканом на Маю. Ещё через четыре километра ниже – метеостанция Локшак – одна из старейших и самая северная в Амурской области.
Радость от встречи и грусть от осознания того, что уже наверняка я больше никогда не пройду этой тропой, не покидала меня всё это время, пока шел сплав.
В следующем, 2022, году, мы работали в верховьях р. Зеи и Большого Туксани. Место для стоянки лагеря подобрано учёным Сергеем Подольским и было идеальным для наблюдения и охраны снежных баранов Аллена. Прямо в верховьях ключей Тала и Туксани видны солонец и тропы, идущие к нему. Обзор, как на большом природном экране, оставляет в душе неизгладимые впечатления.
Животные тоже привыкают к мирному соседству с людьми и иногда, нарушая все законы осторожности, демонстрируют своё доверие, приближаясь чуть ли не вплотную к людям.
Здесь же, буквально в 500 метрах, есть примечательное место – небольшой вулканчик, окруженный озерком. У него имеется эвенкийское название – Мевачан (сердечко). Вокруг – моховая поляна, обильно покрытая морошкой, а рядом – густые заросли кедрового стланика, усыпанные шишками. Такой колорит делает это место просто фантастическим.
Наверное, поэтому и дали ему название Сердце Станового хребта. Именно отсюда берёт своё начало наша любимая река Зея, несущая свои воды к величавому Амуру. Об этом союзе эвенкийской девушки Зеи и богатыря Амура, преодолевших все преграды ради своей любви, слагались легенды.
Зейский заповедник уже построил здесь кордон для охраны снежных баранов от браконьеров, которые успели проложить сюда дорогу, используя винтокрылые машины. Редкий вид животных, занесённых в Красную книгу, благодаря охранной деятельности заповедника получил надежду на жизнь.
В этом, 2023, году было выбрано ещё одно интересное место на территории национального парка – Окононское вулканическое плато. На этом плато находится несколько озер: Оконон, Ляльо, Дугдуй. Озеро Оконон – самое глубокое в Амурской области. В реках и озёрах этого плато много хариуса. Здесь встречается большое количество старых стоянок оленеводов. Многочисленные луга с разнотравьем и подростом из карликовой ивы, карликовой берёзы, лапчатки, ягеля служат кормовой базой для домашних оленей.
Много здесь и хищников: волков и медведей. Интересно месторождение хризолитов на ключе Накит. Оно выходит прямо на поверхность, и невооруженным глазом видны вкрапления минерала в выветренных вулканических базальтовых горных породах.
Учёные-орнитологи, входившие в нашу группу, также обнаружили и зафиксировали редкие краснокнижные виды птиц, населяющих эти места. Первозданная, суровая красота этих мест создаёт особую энергетику.
Становление Токинско-Станового национального парка имени Григория Анисимовича Федосеева только в начале пути, но уже есть перспективы для оленеводства, организации традиционной деятельности эвенкийских общин, туризма и отдыха желающих посетить эти места.
В этом году экспедиция состояла не только из ученых и инспекторов, к работе были привлечены два каюра со связкой оленей из 11 голов. Один из каюров – внук брата Улукиткана – Никифора, который в этих местах пас свои стада оленей и был похоронен на устье ключа Накит. Преемственность поколений продолжается. В далёком 1985 году, работая здесь пастухом, я написал стихотворение, которое до сих пор греет мою душу и даёт надежду, что люди будут посещать эти места и полюбят их так же, как и я.
Благодаря сотрудникам Зейского заповедника и Токинско-Станового национального парка это уже происходит.
Накит
Я как-то однажды
приехал сюда
И с первого взгляда влюбился
в тебя.
Теперь он мне снится,
тот сказочный вид,
И горы, где ключик
с названьем Накит.
Одни пастухи здесь пасут
оленей,
По первому снегу тропят
соболей.
Здесь время неспешно,
вода здесь – хрусталь,
И тянет куда-то хребтовая даль.
Поеду на отдых к своим
оленям.
Я сердцем, душою давно
уже там.
Ты очень красивый, как твой
хризолит,
Покрыт весь цветами
прекрасный Накит.
Не надо мне в Сочи,
где море у ног,
Мне как-то роднее
наш Дальний Восток.
Не надо мне к морю,
где Ялта стоит,
Мне нравится больше
наш ключик Накит.
Николай Абоимов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...