А вдруг всё пойдёт по-другому?

Сейчас – Тишина
Татьяну Трофимову, главу Николаевского сельсовета, уже можно называть коренной жительницей Зейского района. Она с семьей приехала в Александровку из Казахстана в 17-летнем возрасте. Здесь вышла замуж, воспитала троих детей, корни которых уже стопроцентно александровские.
По словам Татьяны Николаевны, сейчас жизнь в селах скучная, редко из какого двора раздастся мычанье коровы или визг поросенка. Да и сама она уже несколько лет как отказалась от скотины: «Но без хозяйства очень скучно. Мы же всю жизнь прожили в деревне. С ностальгией вспоминаю те времена, когда ранним утром выходишь во двор, а уже слышно, как дойка работает, жужжат тракторы, машины. По улице стадо идет. А сейчас – тишина», – говорит она.
Она проработала в СХП «Александровское» с 1994 года до его ликвидации. Пока шло банкротство СХП, она «как по накатанной» ухаживала за коровами. А потом они с мужем открыли крестьянско-фермерское хозяйство.
«На тот момент в «Александровском» было 180 голов крупного рогатого скота, – вспоминает Татьяна Николаевна, – потом они начали распродавать хозяйство. Мы купили 35 голов, за то время, что ухаживали за скотом, вырастили более 20 голов своих коров. Думаю, если бы не стали заниматься молочной продукцией, а взяли мясное направление, телят пускали на подсос, тогда, может, и была бы какая-то прибыль. А с молоком – одни убытки. Мы сразу после дойки поутру начинали развозить молоко и переработанную продукцию – сливки, творог и в Николаевку, и в Березовку, в Зею, чтобы не пропало. Но реализация шла плохо. В 2015 году муж получил травму, на помощь приехали дети. Но вниз потянул кредит, который мы взяли на покупку комбайна, поэтому в 2017 году пришлось закрывать и продавать хозяйство».
Проблем хватает
Пройдя фермерскую школу, она откровенно заявляет: «Сейчас бы предложили снова заняться, ни за что бы не стала. Больше в сельское хозяйство не пойду. Неблагодарное это дело, хотя раньше жизни без хозяйства не представляли, но тогда и всё было по доступным ценам. А сейчас корма очень дорогие».
Спокойная, выдержанная, умеющая преодолевать трудности, Татьяна Николаевна не смогла сидеть без дела. Теперь она глава Николаевского сельсовета, в который входит пять поселений. Правда если откинуть Алексеевку, где на всю деревню один нежилой дом остался, то четыре. И как в этих деревнях считать население, тоже вопрос. Например, в Александровке по прописке числится 223 человека, а реально проживает только 117. В Березовке – 164, а живёт только 91. В Николаевке-2 числится 339 человек, постоянно проживающих – 224, в Николаевке-1 из 20 прописанных проживает меньше половины. «Много людей прописано в сгоревших и разобранных домах, по этому вопросу уже ведётся работа», – говорит Татьяна Трофимова.
Можно лишь удивляться, как эта хрупкая женщина умудряется быть в курсе всех межпоселенческих дел. Говорит, что многое было сделано до неё – освещение, кое-какое благоустройство.
Свой небольшой бюджет, из которого сразу вычитается зарплата бюджетникам, услуги ЖКХ, Татьяна Трофимова вместе с депутатами распределяет в первую очередь на содержание внутрипоселковых дорог, организацию пожарной безопасности своих населенных пунктов, благоустройство сел. В Березовке, Александровке установили детские площадки, нынче смонтируют в Николаевке-2. Возникла крайняя необходимость в покупке автомобиля для сельсовета, поскольку старый выработал свой ресурс.
«Проблем хватает, – признается Татьяна Николаевна, – например, в селах много сгоревших домов, эти подворья необходимо зачистить. Тогда и обкашивать их можно будет, и трактором с фрезой пройтись. Эти участки, а их более 30, во всех поселениях портят все, а чтобы зачистить, надо много денег – бесплатно никто работать не будет».
Сельского хозяйства нет
Когда разговор заходит о том, осталось ли у жителей хозяйство, Татьяна Николаевна горестно вздыхает, приводя неутешительные цифры. Предприниматели Шахбазян, Брюханёв работают, но специализируется на полеводстве. А вот животноводство почти на нуле. В той же Березовке желающих завести крупный рогатый скот нет вовсе, в Николаевке – две коровы на все село. В Александровке больше всех – порядка пяти буренок, да еще два хозяина откармливают с весны до осени поросят. Единицы держат пернатых друзей.
«Многие люди вахтами работают, – словно оправдывается Татьяна Николаевна, – поэтому и не держат хозяйство. К тому же у нас очень пожилое население. Жизнь оживляется, когда летом привозят внуков. Даже работники клубов отмечают: бывает, собирается до 30 детей. Впрочем и своих ребятишек у нас хватает. В Николаевке-2 – школа, в которой около 70 ребятишек учится, в том числе из Березовки, Александровки. Там же и детский сад есть, который посещает около десяти детей. Жалко, что в Александровке здание клуба сгорело, но районный отдел культуры людей без мероприятий не оставляет, еще по селам ездит библиобус».
Как говорит глава поселения, народ стал пассивным. Людей трудно раскачать на субботник, собрать на сход. Несколько оживила и объединила жителей Николаевки-2 новость о повышении цен на воду. Поставщик пожаловался на то, что себестоимость доставки почти наполовину выше нынешней цены, поэтому стоимость воды может вырасти с 500 до 800 рублей за тонну.
Без надежды нельзя
«Не все пассивные у нас, – продолжает разговор Татьяна Трофимова, – например, когда надо было косить траву, нашлись добровольные помощники, с которыми мы проделали эту работу. А вот отжиги не получились, нам сказали, что мы не умеем их делать, «обещали научить». Но когда давали разрешение, трава еще не горела. Пару дней выждали, чтобы подсохла, а тут и запрет пришел. Почему-то нас равняют с южными районами, где совершенно другая обстановка».
Еще одна головная боль – это разговоры о закрытии ФАПа в Березовке, где практически все население преклонного возраста и часто нуждается в помощи специалиста-медика. Поэтому приходится надеяться только на то, что руководство Зейской больницы еще на какое-то время отсрочит закрытие ФАПа.
На вопрос, долог ли век сёл, Татьяна Николаевна отвечает: «Не буду об этом говорить. А вдруг что-то в стране повернется и всё пойдет по-другому. Да, сейчас спад, депрессия, но так хочется, чтобы произошли изменения в сторону развития. Я вот своей работой тоже не очень довольна. Не все, что задумано, удается сделать. Бюджет мал, нам бы денег побольше, но это беда всех сельсоветов. И всё-таки надеюсь, что жизнь наладится. Поэтому будем жить. Без надежды нельзя».
И в конце добавляет: «Хочется поблагодарить специалистов администрации Зейского района, моих специалистов, работников ПЧС, МЧС, ЕДДС и всех остальных, к кому обращаюсь с любыми вопросами и всегда получаю квалифицированную помощь. А также наших спонсоров, которые помогают нам в проведении праздников. И ещё хочется от всего сердца поздравить всех наших жителей, у кого в этом году были и будут юбилеи, – благополучия в ваших семьях. А пожилым людям, у нас их много, кто дожил до преклонных лет, желаю крепкого здоровья и ещё долгих лет жизни. Молодому поколению – не стоять в стороне, а участвовать в благоустройстве своих сёл, ведь ВАМ здесь жить.
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...