Жизнь в режиме ЧС

Дела деревенские
На должность главы Ивановского сельсовета Ольга Асатрян заступила, когда ей едва исполнилось 29 лет. В 2017 году она была самым молодым руководителем поселения. Впрочем, и сейчас она в том же статусе, так как 27 декабря после победы в конкурсе второй срок будет возглавлять село.
«Я предполагала уже уходить, потому что из-за климатических условий – ежегодных подтоплений – сил нет, стало подводить здоровье, – рассказывает Ольга Вараздатовна, – я долго шла к тому, чтобы согласиться пойти на второй срок. И пока осталась». И это при том, что ей пришлось пережить. Лето 2021 года в который раз для ивановцев было тяжелым. Все помнят весенний паводок, начавшийся 29 апреля, тогда же в поселении был введен режим повышенной готовности. Дважды дорогу перемывало в мае, а 27 числа этого месяца был введен режим чрезвычайной ситуации. «С весны до осени я прожила в Ивановке в полевых условиях», – шутит Ольга Асатрян, потому что сама она жительница Овсянки. И там в подвал её дома тоже зашла вода. На решение своих проблем времени не хватало, так как в Ивановке тоже подтапливало дворы. Необходимо было собирать документы для компенсационных выплат тем, кого признали пострадавшими от паводка, организовывать эвакуационный пункт, питание для людей, которые пожелали туда переехать, и спасателей. Вода затопила здание администрации сельсовета, пришлось срочно вывозить документы, мебель, спасать дрова.
Возникает резонный вопрос: как маленькой, хрупкой женщине удается не терять самообладания в период ЧС, когда с ситуацией может не справиться даже самый сильный мужчина?
«Мне так говорят каждый год, когда начинается режим повышенной готовности, – улыбается Ольга Вараздатовна, – шесть лет назад, после вступления в должность главы, меня пронесло. Все было тихо, спокойно. Успела вникнуть в работу и понять её суть. Потом 2018 год немного напугал. Тогда перемыло дороги. А в 2019 году нам пришлось учиться жить в режиме чрезвычайной ситуации. 2020 год тоже был беспокойным, а в 2021 году опять пришла вода, это была уже словно моя жизнь – постоянный режим ЧС научил действовать, принимать решения».
Алгоритм, выработанный за годы: пострадавшие сельчане, администрация, ФАП, почта переезжают в школу, там же расселяют спасателей. «Прошедшим летом надо было обогреть и накормить 50 человек, – вспоминает глава поселения, – и это все в стенах школы. Мы бы без этого здания не знаю, что делали. Ребятам из МЧС – огромная благодарность, особенно зейской поисково-спасательной группе. У них все четко: несут дежурство, проверяют водомерный пост, замеряют уровень Уркана, знают, откуда и когда придет вода, где её ждать. Пока есть проезд, продукты, лекарства, почту завозят на большой технике, потом – на лодках. Организуют перевозку жителей».


На вопрос, как Ивановка вошла в зиму после летних подтоплений, Ольга Вараздатовна отвечает: «Главная проблема в Зейском районе – это отсутствие подрядчиков для проведения дорожных работ. Нам нужны ямочный ремонт, хорошая грейдеровка. А в городе Зее и Зейском районе есть только одна фирма – «Зея Инвест Энерго»». И понятно, что им на выполнение таких объемов, как у нас, даже времени нет. У дорожников большие контракты с «Амурупрадором» по муниципальным и региональным трассам, и они обязаны выполнять их в первую очередь. Правда в 2018 году мы успели с ними заключить договор и сделали ямочный ремонт. В 2021 году Единая служба по благоустройству г. Зеи провела работу по отсыпке полотна, так как необходимо было наводить порядок после паводка».
Ольга Асатрян рассказывает, что в Ивановке проводится большая работа по противопожарной безопасности. Село большое, растянутое по площади, жителей осталось мало, есть заброшенные дома. Поэтому был заключен договор с пожарными из Овсянки, которые окашивали бесхозные территории.
«За счет дорожного фонда делаем уличное освещение, – продолжает Ольга Вараздатовна, – меняем светильники на энергоэффективные. Обидно было, когда в грозу из-за замыкания на трансформаторной будке сгорело семь новых светильников. Мы их, правда, уже поменяли, потому что была выделена дополнительная субсидия из области тем поселениям, которым не хватало средств на уличное освещение. Мы получили 200 тысяч рублей».
Глава признается, что устали жить в постоянном стрессе и жители, и она сама. «В связи с многоводными периодами в Ивановке размыло дамбу, которая находится в собственности районной администрации, – объясняет она свою тревогу, – нам говорят, что деньги на её ремонт выделены, уже составлена смета. Летом и осенью приезжали геодезисты, делали замеры, но подрядчика не нашли. И это наша проблема номер один. Вторая – отсутствие клуба. Но нам сказали, что этот вопрос не решаемый. Ивановку официально внесли в зону подтопления. Поэтому запрещено строительство. Пока культработникам выделено помещение в школе».
А вот сельский ФАП в скором будущем обретет новое место прописки. «Зейская больница при поддержке облминздрава купила помещение на незатопляемой территории, там проводится ремонт, – делится новостью Ольга Вараздатовна, – старое здание освободится, и мы не хотим, чтобы его разрушили, надо, чтобы оно еще послужило. Глава Зейского района Дмитрий Василенко, председатель районного Совета Максим Винтман, отдел ЖКХ, КУМИ администрации Зейского района нам всегда помогают. В том числе по освоению новых программ, составлению документов, касающихся муниципального контроля по теплоснабжающим организациям, благоустройству. А еще большая благодарность руководству ООО «Россзолото» за сладкие подарки, которые получили все дети Ивановки».
Наша беседа продолжается, а в это время в кабинет заходят сельчане: кто за справкой, кто получить ответ на заданный вопрос. И как бы между делом Ольга Вараздатовна произносит: «Пока не могу покинуть Ивановку и её людей».
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...