Самопас отменяется!

Накануне очередного пастбищно-сенокосного сезона о чем ещё разговаривать с главой сельсовета, как не о ситуации с угодьями, выпасом скота и планами фермеров. Тем более что в Чалбачах, куда мы заехали, работая над другим материалом, уже несколько лет существует специфичная проблема: никому не нужный табун лошадей, промышляющих на сенокосах жителей, потравляющих посевы и посадки. Но к лошадям мы вернёмся в конце материала, а пока по порядку.
Спешите застолбить!
Главу сельсовета Александра Авдеева мы застали в его рабочем кабинете: вместе с жителями села Сергеем Клочковым и Николаем Ковшаром, они составляли заявления на сенокосы. И у одного, и у другого в подворье – по несколько голов крупного рогатого скота. Раньше хозяева косили, где понравится. С этого года глава (второй сезон на посту) решил навести порядок: владельцы скотины должны уже сейчас выбрать и обозначить на схеме в заявлении участок для покоса, указав его площадь. При наличии такого заявления на угодье уже никто другой не позарится: землю не сдадут в аренду, не выгонят на неё сельское стадо. Если чья-то животинка забредёт на чужой покос самопасом – будет полное право с хозяина спросить. Так должно быть, считает Александр Авдеев. И, понимая, народ спешит «застолбить» свои два-три гектара – в зависимости от потребности подворья. Расчёт, говорят, – одна тонна сена с одного гектара.
В этом году в Чалбачах насчитывается
48 голов крупного рогатого скота – включая взрослых животных, прошлогодних подростков и нынешний молодняк. Содержатся они в 14 личных подворьях. И, проходя по улицам села, встретить этих жвачных млекопитающих, чтобы сделать фото для материала, совсем нетрудно: ими «обжиты» практически все пустующие пятачки между домами. С одной стороны – умильно: держат ещё, значит, люди скотину в этом селе. Таким поголовьем может похвастаться далеко не каждое зейское поселение, где-то одна корова на улицу – большая редкость. Но с другой – есть проблемы, ведь скот, бывает, перелазит через хлипкие изгороди в чужие огороды и портит урожай, вытаптывает цветы и газоны у домов, оставляет «мины» на дорогах и у калиток. Теперь, надеется глава сельсовета, порядок в этом вопросе будет.
Сход так решил
Этим летом Александр Аверьянович всерьёз берётся за организацию сельского стада, которого в Чалбачах не было уже лет десять, если не больше. Жители помнят, что однажды, уже в постсоветское, как его называют, время попытка собрать поголовье была, но окончилась печально. Договор с пастухом тогда, как положено, не заключили, ответственность не закрепили ни за кем. Однажды одну голову в стаде не досчитались. Корову, утонувшую в ключе, нашли только на другой день. На долгие годы сгинула в Чалбачах охота доверять скот пастуху.
Вообще, когда речь в любом селе заходит о необходимости организации стада, проблемой номер один выступает отсутствие кандидатуры в пастухи. Человек должен быть не только не пьющий, работящий, умеющий справиться с рогатым «коллективом», согласный за небольшие деньги и в дождь, и в зной проводить время под открытым небом – да ещё и материально отвечать за каждую бурёнку. Но проблема сегодняшнего дня ещё и в том, что таких мужчин-то в деревнях почти и не осталось: кто в силах – работают вахтами, оставшиеся – либо немощные, либо пьющие, либо имеют другую работу. В Чалбачах, к примеру, несколько мужчин (в их числе – Сергей Клочков и Николай Ковшар) заняты в дорожном хозяйстве.
И поэтому то, что подходящая кандидатура нашлась, глава называет везением: пастух у них нынче будет всем требованиям отвечающий, да ещё и с опытом работы. 29-летний Артём Кривенко семь лет пас коров в Сосновом Боре. Работу свою любит, подопечных к осени знает не только по кличкам, но и по характеру. Говорит, у каждого из них нрав свой. На вопрос – получится ли собрать животных, за долгое время привыкших бродить туда, куда ноги несут, удивляется от души и обещает, что недели через две стадо будет ходить строем. Тем более что в первое время помогать Артёму в работе будет один из местных жителей. Рада тому, что муж будет дома, а не на вахте, и молодая жена.

На днях в селе прошёл сход владельцев КРС, где была определена цена вопроса (пока остановились на 750 рублях с головы), решено о месте выпаса, условиях. Самое главное – чтобы была ответственность, для этого в сельсовете уже заготовили типовые договоры. Условились, что регулярный выгон начнут с конца мая – когда трава станет выше и с животными будет легче управляться. А будет стадо – можно со спокойной совестью штрафовать тех, кто продолжит выпускать коров и лошадей на вольные хлеба: животные нынче все пробиркованы, опознать, кто владелец труда не составит.
Я – не я, и лошадь не моя?
До этого времени предстоит решить ещё одну проблему – с лошадьми, на которых пастухи будут работать. С одной стороны их (лошадей) у пастухов пока нет. С другой – Чалбачи уже не первый год «бомбит» бесхозный табун, разворачивая в огородах рулоны сена, проламывая заборы. Однако среди ничейных, уверен глава, есть и хозяйские животные, принадлежащие жителям Чалбачей. Но привязать их – значит, заботиться о корме и выпасе. Вот и делают владельцы вид, в прямом смысле, что «я – не я, и лошадь не моя». Александр Авдеев решил так: коли хозяева признаваться не желают, табун он поставит в загон, жителей предупредит, чтобы своих лошадей забрали. Остальных животных найдёт, как использовать, в частности, для работы пастуха.
Кстати, сельским хозяйством в этом селе население занимается только для собственных нужд в личных подсобных хозяйствах, фермеров в Чалбачах нет. Во-первых, продукцию (молоко, мясо) куда-то надо сбывать, а для этого нужен транспорт. Если недавно открывшийся молокозавод в Заречной Слободе организует сбор молочного сырья по ближайшим поселениям, да если закупочная цена будет приемлемая, возможно, кто-то из жителей поголовье увеличит. Но это – «если». А, во-вторых, по словам Александра Авдеева, 80 процентов жителей села – пенсионеры, хотя именно они, в основном, хозяйство и держат. Как считает 69-летняя жительница Валентина Терехова, корова в хлеву – 60 процентов продовольствия семье гарантировано. Пока не заболели руки, на подворье у Тереховых всегда был скот. Сегодня остались только поросята да куры.
Но коль нет своих охочих до сельского хозяйства жителей, землю приходится сдавать приезжим. В этом году два зейских предпринимателя заключили с сельсоветом договор аренды земель сельхозназначения площадью 825 гектаров, посеяли сою. Но попали под снег, теперь ждут – если не взойдёт, будут заготавливать сено на реализацию. Но всё же хорошо, что отдохнувшая земля не будет пустовать, – считает глава. И если табун или гуляющие сами по себе коровы потравят эти поля, дело хозяева будут иметь уже с предпринимателями.
Порядок нужен во всем, особенно там, где долгие годы его не было. И планы эти глава Чалбачей называет не просто срочными, а экстренными. А это значит, что реализация их должна быть незамедлительной.
Алиса Дотова.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...