Немного позитива все-таки есть

Больше семи лет Николай Кузьменко у руля Умлеканского сельсовета. Поэтому он в курсе дел практически всех своих односельчан, а еще жителей Рублевки, которые тоже прикреплены к умлеканскому муниципалитету.
Как и все руководители поселений, Николай Анатольевич говорит, что хотелось бы побольше денег в бюджете.
– Из чего он состоит? – отвечает на свой же вопрос глава. – Из заработной платы административному аппарату, расходов на коммуналку. В дорожный фонд стабильно закладываем 260 тысяч рублей. Да и дорог-то у нас всего семь километров. Подсыпать их нет возможности, так как отсутствует карьер, остается только грейдировать. Еще закладываем расходы на уличное освещение. А на благоустройство, содержание пожарной службы денег нет. Организовали пожарную дружину и стараемся перед началом пожароопасного периода сделать отжиги. На благоустройство мест захоронения заложено всего пять тысяч на два поселения. Это очень мало, чтобы навести порядок. Собирали сход, хотели сделать субботник, но в связи с распространением коронавируса перенесли. Надеюсь, что все-таки общими усилиями наведем порядок на кладбище.


А вот мусорная реформа руководителя устраивает. Мусоровоз приезжает два раза в месяц, останавливается у каждого дома. Зато мнение селян разделилось, одним нравится нынешняя система сбора мусора, другие хотят контейнерные площадки.
– Но для чего? – недоумевает Николай Анатольевич, – у нас хитро сделано: мусор вывозит региональный оператор, а за состояние площадок отвечает муниципалитет. Только в Умлекане восемь площадок придется обустроить, а содержать их будет администрация. Но на какие деньги? Народ работать не хочет. Я не могу найти человека, который бы убирал остановку. Предлагаю 500 рублей за одну уборку, не идут, и площадки убирать никто не захочет.
Когда разговор заходит о Рублевке, выясняется, что на сегодняшний день там проживают 68 человек. Но сейчас половина домов заброшена, дворы зарастают бурьяном.
– Взять улицу Центральную, – говорит Николай Кузьменко, – на ней 31 дом, а жилые сейчас только 11 дворов, 20 участков – брошенные. Огороды у людей были большие, теперь все травой поросли. Косим тракторами, без техники нереально такие объемы сделать. Года три назад район выделял деньги, так мы зачищали бульдозером, сейчас не знаю, как справляться с этой проблемой. Но до конца лета постараемся выкосить пустыри.
Говорит, и в Умлекане хватает заброшенных усадеб: раньше огороды у людей измерялись гектарами, постепенно стали обрабатывать по полгектара, а сейчас и по 15 соток с трудом содержат.
– Еще 12–15 лет назад земли в населенном пункте не хватало, – вспоминает Кузьменко, – в советские годы Умлеканское отделение входило в совхоз "Сианский" с мясо-молочным направлением, были огромные посевные площади. Работали пять ферм, телятник. Ничего этого давно нет. Мы сейчас совхозную землю оформили в муниципальную собственность – 1 720 гектаров по Умлекану и Рублевке. Но земля нынче никому не нужна – только тысячу гектаров сдали в аренду фермеру, а 720 гектаров лесом зарастает.
Личные подсобные хозяйства можно по пальцам пересчитать. В Умлекане на 280 человек приходится всего 12 коров, плюс немного молодняка. В Рублевке народ от сельской жизни еще не отвык, а поэтому там, не считая молодняка, содержится 11 коров. Впрочем, о "желании" держать хозяйство говорит и тот факт, что еще в позапрошлом году жители Умлекана и Рублевки делали заказ в администрацию Зейского района на завоз 800 кур.Нынче обзавестись домашней птицей пожелали всего четыре человека из двух деревень. Они заказали всего 150 куриц.
О сельских проблемах можно рассказывать долго. Например, что в Рублевке сотовая связь отсутствует вовсе, а проводная работает как попало. В Умлекане дела обстоят получше, здесь все-таки проложили оптико-волокно, поэтому и стационарные телефоны, и Интернет функционируют. Зато сотовая связь, как говорят селяне, только «на берегу», главное, правильно встать с телефоном.
Народ работает в основном в бюджетных организациях: детском саду, школе, куда привозят детей из Рублевки и Чалбачей, Доме культуры, администрации. В Рублевке много лет ведет деятельность фермер Николай Скиданюк, который занимается растениеводством, держит небольшое хозяйство, косит траву. А в Умлекане предприниматель Антон Гохмут открыл пилораму, заготавливает древесину и снабжает местных жителей пиломатериалом. Трудоспособное и не пьющее мужское население ездит на вахты.
– Никуда не денешься, в деревнях идет отток населения, – констатирует факт сельский глава, – молодежь едет учиться и назад её уже можно не ждать. Хотя моему сыну городская жизнь не понравилась, он вернулся. О демографии и говорить нечего, если в год уходит до восьми человек, то рождается всего один ребенок.
Все как-то грустно в нынешних деревнях, просто печаль беспросветная. Но нет, находим и немного позитива.
– В этом году впервые за много лет наш сельсовет получил средства на переселение из ветхого жилья, – говорит Николай Кузьменко, – мы смогли приобрести два дома. Думаю, и 2021 году приобретем две квартиры, если так дела пойдут.
И еще одна хорошая новость. Умлекан вошел в областную программу по возведению модульных ФАПов. Николай Анатольевич показывает пустырь, на котором строители уже начали первые работы: вбили сваи под фундамент, сделали обвязку. В планах – возведение здания под лечебное учреждение, там же будет располагаться квартира для фельдшера. В проекте также – полное благоустройство территории: освещение, установка скамеек, посадка деревьев.
Ну чем не хорошие новости? И, не удержавшись, задаю вопрос: «А что бы вы сделали в первую очередь, появись в вашем бюджете побольше денег?».
– Я об этом даже не думал. Хотя, если появятся, мы найдем, куда их пристроить, – заверяет глава.
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...