Большая проблема Октябрьского – дорога

Октябрьский – одно из самых труднодоступных сёл Зейского района. Летом туда практически не добраться из-за непроезжей дороги и отсутствия переправы через реку Деп. Так что завоз продуктов, угля, стройматериалов стараются сделать в зимний период. Лет десять назад в селе насчитывалось 1 200 жителей. Сейчас – вдвое меньше. Хоть и функционируют школа, детский сад, работать людям особенно негде, кроме муниципальных учреждений: в сельсовете, пожарной части, на котельных, в местной больнице, Северных сетях, мужчины ездят на вахты, летом устраиваются на золотодобывающие предприятия.
О том, чем живет село, его проблемах – беседа нашего корреспондента с главой Октябрьского сельсовета Юрием Дударевым.
– Юрий Викторович, в этом году стояли небывалые морозы. Как вы пережили этот период?
– Ресурсоснабжающая организация, которая зашла в село, на деньги областной субсидии с нашим софинансированием провела модернизацию системы ЖКХ, построила новую котельную, перенесла туда оборудование, теплосети утеплили, сделали большой запас угля. Сейчас готовим концессионное соглашение. У нас опытный руководитель местного участка коммунального хозяйства – Анатолий Пикалов, благодаря грамотному руководству которого удается избежать крупных аварий. Бывают поломки в жилом секторе – в многоквартирных домах прорывает трубы, но мы эти аварии с помощью бригады Анатолия Васильевича оперативно устраняем. Есть, конечно, проблемные места, которые требуют больших финансовых вложений, постараемся этим летом отремонтировать. А вообще, у нас весь муниципальный жилищный фонд признан аварийным и подлежащим расселению. Но так как в селе нет маневренного фонда, расселить людей мы никуда не можем.
– Но ведь есть программа по переселению из ветхого и аварийного жилья.
– Мы только вошли в эту программу. В Зейском районе сейчас расселяют тех, у кого в 2017 году жилье признано аварийным, а у нас – это 2021–2022 год, может, в течение пяти лет и мы войдем в программу. Сейчас приводим в соответствие документы. Как я уже говорил, у нас признано100 процентов муниципального жилищного фонда ветхим и аварийным. Никто никогда в наших домах не делал ремонта. Еще до того, как я пришел на эту должность, было принято решение убрать квартплату. Так что люди платят только за тепло, а мы за счет средств бюджета ремонтируем окна, двери. Для учителей сделали ремонт в пяти квартирах. Но средств, конечно, катастрофически не хватает.
– В ваше отдаленное село, насколько мне известно, не зашел региональный оператор. Как вы справляетесь с мусором?
– Да, регионального оператора у нас нет. Поэтому люди вывозят мусор самостоятельно. Как и раньше, по улицам стоят чаны. Мы бы их убрали, но жители просят оставить, они договариваются с частниками, которые за определенную плату вывозят. До мусорной реформы мусор из этих чанов вывозило ресурсоснабжающее предприятие. Есть, конечно, недобросовестные люди, которые, не доезжая до свалки, выбрасывают мусор в лесополосе. Для них мы расставили баннеры: "Давайте не будем мусорить в своем доме".

Еще о проблеме с бродячими собаками – у нас их нет. Те, которых вы, возможно, увидите на улице, все домашние. И мы постоянно в нашей группе в соцсетях призываем: "Держите собак на привязи или в вольере", выкладываем информацию о том, куда обращаться с жалобами на нерадивых хозяев этих животных.
– Мы зашли в один из ваших магазинов, стоит отметить, что ассортимент товара разнообразный, хотя цены, конечно, повыше, чем в Зее. Перебоев с поставкой продуктов нет?
– В магазинах есть все. А цены вы сами видели. Они складываются, в первую очередь, из затрат на доставку. Магазинов до недавнего времени в селе насчитывалось 19, сейчас – девять. Перебои с продуктами были только однажды, когда Деп сильно разлился, и долгое время не спадала вода. И то коммерсанты на лодке, всеми путями добирались. Но, соответственно, все транспортные расходы закладываются в цену товара. Поэтому люди, когда выбираются в город, стараются сделать запас товаров. А хлебом мы снабжаем себя сами. У нас две пекарни, которые обеспечивают население, школу, детский сад.
– Если стану спрашивать о проблемах, то вы наверняка начнете с дороги?
– Да, это одна из самых больших проблем. Хоть и произвели отсыпку скальником, но рядом нет карьеров с песком для дорожного покрывала. И нет подрядчика, который бы занимался ремонтом и содержанием дороги. Возможно, решится вопрос по оформлению отвалов на участках золотодобычи, чтобы можно было грунт использовать для отсыпки дороги. Районная администрация все это знает, но подрядчика найти сложно. Я тоже хотел арендовать грейдер, предлагал хорошую оплату, но никто сюда не едет. Внутрипоселковые дороги тоже требуют ремонта. Надо ямы подсыпать, а своих самосвала, экскаватора, бульдозера у нас нет. Отдельная благодарность руководителям золотодобывающего предприятия "Гринлайн" – Петру и Роману Дексне, которые очень помогают в ямочном ремонте внутрипоселковых дорог, каждую весну выделяют технику на расчистку поселковой свалки. Также хочется поблагодарить работника ПЧ-37 Тимченко Вячеслава, с которым каждый год заключаем договоры на обновление минерализованных полос и грейдеровку наших дорог. Он это делает на своем стареньком бульдозере. Надеемся, что технику нам выделят, пока только водовозка новая пришла и ассенизационная машина. Мы без автомобиля для подвоза воды не выживем, так как питьевая вода привозная. И ассенизационный автомобиль необходим, потому что в школе, детском саду, больнице оборудованы септики.
И еще у нас проблема с водокачкой. Там не скважина, а 16-метровый колодец, на который установлен насос. В связи с тем, что срубу колодца уже много лет, есть предпосылки к тому, что в один прекрасный момент он может обрушиться. Но в селе есть 100-метровая скважина. Вода из неё подходит для питьевых нужд. Поэтому занимаемся оформлением документов на землю под этой скважиной, а потом нужны будут средства для сооружения сруба и покупку насоса. Обеспечением питьевой водой у нас занимается семья Березиных – Светлана и Сергей. Проблем в этой области хватает. Нужно и помещение водокачки отапливать, и охранять ее, и постоянно брать пробы на анализ. Кроме этого, нужно обслуживать автомобиль, покупать запчасти, искать, где приобрести топливо. Но они молодцы, справляются уже много, много лет, за что им огромная благодарность от всех жителей, ну и, конечно, от себя лично.
И еще одна проблема. У нас огромный, 20-метровый, обелиск, посвященный участникам Великой Отечественной войны. Мы стараемся поддерживать его в нормальном состоянии. Но он отделан плиткой, под ней разрушается бетонная основа. Из-за воздействия окружающей среды плитка начинает отваливаться и разбивать основание. Мы сделали смету, рассчитав, что на восстановление памятника необходимо около трех миллионов рублей. Одна надежда на областную программу по охране памятников.

– Вы ежегодно бьете тревогу по поводу загрязнения рек, озер близ Октябрьского. В последние годы Деп – место притяжения рыбаков, любителей сплавов – тоже стал мутным. Эта проблема как-то решается?
– И китайские, и наши старатели очень рушат природу. Золотодобытчики практически перестали соблюдать технологию золотодобычи. Но ведь и в советские времена золото добывали. А реки были чистыми, потому что выполняли все гидротехнические условия. Ведь если сделать отстойники, работать на оборотном водоснабжении, отвести русло ручья, то и загрязнения такого не будет. Раньше в округе были замечательные озера, водилось много рыбы. Думаю, что должны надзорные органы работать, штрафы выписывать. Принуждать соблюдать технологию добычи золота, приостанавливать работу.
– Как вы относитесь к объединению района в муниципальный округ?
– С этими проблемами, которые у нас есть, положительно. Я, как глава поселения, их не решу. Кто поближе к городу, у кого есть дорожные подрядчики, там, может быть, и проще. А мы из-за отдаленности и отрезанности от "большой земли" не всегда можем их выполнить. Та же водокачка – если сломается, ответственность ляжет на меня, как на главу. Но где мне брать на это средства? А если будет округ, такие вопросы будут решаться централизованно. Для населения ничего не изменится. Люди будут получать те же услуги, что и раньше. Останутся руководитель муниципального предприятия и все специалисты. Реорганизация необходима еще и по финансовым соображениям – не придется тратиться на выборы депутатов. Так что к объединению я отношусь положительно.
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...