Ждёт земля-кормилица своих хозяев
Амуро-Балтийск – одно из красивейших сел Зейского района. Дома, утонувшие в сосновом бору, кажутся игрушечными на фоне огромных деревьев. За околицами – лес, где местные жители собирают грибы, ягоды. И еще не стерлись из памяти времена, когда здесь бочками качали мед, на окрестных лугах гуляли буренки из совхозного стада. Все это было, кажется, недавно. Но всем известные перемены изменили уклад жизни селян. И поля зарастают травой, и мычанье коровы редко в каком дворе можно услышать. Кажется, затаилась деревня в ожидании того, что новые перемены разбудят её и вдохнут новую жизнь.
О настоящем и будущем села рассказала «ЗВ» глава Амуро-Балтийского сельсовета
Клавдия Березинец.
– Клавдия Ивановна, несколько лет муниципальные образования живут по закону о местном самоуправлении. Это дает какие-то положительные результаты?
– Работа местных властей тогда эффективна, когда она подкреплена средствами. Самым удачным в этом плане был 2010 год, когда поселения почувствовали бюджетные вливания. Поэтому была реальная возможность хоть что-то сделать в своих селах, например, то же уличное освещение. Кое-где закупили детские площадки. Бюджеты 2011 года были чуть меньше, а в этом году уменьшились еще. Бюджет Амуро-Балтийска – чуть больше двух миллионов рублей. В основном – это дотации из района и области. Собственных доходов от транспортного, земельного налогов, НДФЛ и сдачи земель в аренду набирается 103 тысячи рублей.
Первоочередная задача для всех поселений на сегодняшний день – это обеспечение противопожарной безопасности населенных пунктов. Вокруг лес, и никто не застрахован от стихийного бедствия. Поэтому минерализованные полосы необходимо обновлять весной и осенью. Мы смогли на эти цели на 2012 год выделить из своего бюджета только десять тысяч рублей. Поэтому своими силами нам не справиться. На помощь с техникой приходят лесхоз, дорожные и другие организации, финансовую помощь оказывает район, мы благодарны им за это. Но, судя по информации, которая поступает из области, губернатор обещает пополнить бюджеты поселений дополнительными дотациями. И мы очень на это надеемся.
Мы, например, приняли участие в программе по компьютеризации библиотек и получили компьютерную технику. Дети с удовольствием приходят поработать или поиграть на компьютере. По антинаркотической программе поступил тренажер. Заказали оборудование для детской площадки, которое должно подойти к весне. Так что и мы стараемся не отставать от жизни.
– И все равно жизнь в селе сегодня не из легких. Молодежь остается или разъезжается?
– Из 59 человек от 18 до 30 лет 26 проживает в селе. Остальные выехали на учебу или работают вахтами. Надо отметить, что наши ребята учатся в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке. Здорово, что в Зее есть Покровский горный колледж, куда поступили двое наших парней. Конечно, получив специальности экономистов, врачей, юристов, они вряд ли поедут в деревню, потому что не смогут найти работу. Хотя одна из девушек, которая учится в пединституте, должна вернуться, ведь педагоги в районе нужны и, думаю, ей место найдется в какой-нибудь школе.
Обидно, конечно, что наша молодежь не может воспользоваться средствами по программе помощи молодым семьям в приобретении или строительстве жилья. И не потому, что не хотят, все упирается в первоначальный взнос, который составляет порядка 400 тысяч рублей. Сегодня, насколько я знаю, только в Сосновом Боре одна молодая семья смогла принять участие в программе.
Неплохое начинание – льготное ипотечное кредитование. И у нас даже одна семья загорелась построить жилье. Но после того, как им сделали смету и рассчитали ежемесячный платеж, поняли, что не потянут. Нет у людей таких доходов. Хотя в этой-то семье у обоих супругов есть работа, и хозяйство они держат.
– А свободное жилье у вас есть?
– У нас даже очередь существует на улучшение жилищных условий. Но всё, что осталось, – это аварийное жилье, требующее капитального ремонта.
На недавнем совещании в районе глав поселений озадачили тем, чтобы они определили суммы, которые требуются на ремонт аварийного жилья. Возможно, хоть какие-то средства начнут поступать. Тогда мы сможем где-то отремонтировать крышу, кому-то подправить печь.
Есть мечта сделать ремонт в клубе, где необходимо отремонтировать полы и обшить здание. Для этого нужно около 450 тысяч рублей. И если нам все-таки поступят дополнительные средства, обязательно сделаем проектно-сметную документацию. Без неё нашу программу областное министерство культуры не включило на 2012 год на софинансирование для проведения ремонта. Будем надеяться и будем участвовать в областной программе.
– Вы почему-то ни разу не упомянули о ремонте дорог?
– В настоящее время перед нами стоит задача оформить внутрипоселковые дороги в собственность, так как они являются бесхозяйными. Иначе мы не можем тратить деньги на их ремонт. И этим будем плотно заниматься. Сейчас возросли требования по обустройству дорог: должна быть разметка, установлены дорожные знаки, соответствующее покрытие. К тому же губернатор потребовал, чтобы центральные улицы в поселениях были заасфальтированы. Нам она досталась в наследие от совхоза, а вот что делать другим главам?
И самый актуальный вопрос – это новый закон о земле. Паевые земли, которые когда-то были выделены дольщикам, необходимо оформить в ближайшие годы, иначе они перейдут в федеральную собственность. Мы не должны этого допустить. Ведь людям нужны пастбища, покосы. И сейчас мы действуем в порядке, установленном законом. Список дольщиков опубликован в «Амурской правде», 17 апреля приглашаем их на собрание, чтобы определиться, кто хочет оставить землю себе, а кто отказывается от своей доли. Но на сегодняшний день желающих владеть землей у нас нет. Поэтому потребуются средства из бюджета поселения на межевание земель и государственную регистрацию.
Но люди понимают, что на селе невозможно прожить, не возделывая землю. Поэтому практически каждый и даже пожилые, которых у нас более 60 человек, обрабатывают соток по 20. Есть, правда, заброшенные участки, которые лет 15 назад были востребованы, а теперь поросли травой. И тем не менее люди совсем не отказываются от земли, понимая, что она – наша кормилица. Неизвестно, как еще повернется жизнь, и, возможно, найдется хозяин каждому пустующему сегодня участку.
– Клавдия Ивановна, а каким вы видите будущее деревни?
– Вообще-то в нашей области делается ставка на развитие крестьянско-фермерских хозяйств. Пока КФХ в Амуро-Балтийске зарегистрировала только одна жительница. И мы ей, конечно, будем оказывать посильную помощь.
Сегодня из 80 домохозяйств только в 19 есть крупный рогатый скот. Из 49 голов – 22 коровы, включая хозяйство семьи Палиенко, проживающей в Малой Улунге. А проблема – это сбыт молочной продукции. В 2010 году люди стали активно сдавать молоко в СХП «Александровское». Но уж больно низкая цена была – четыре рубля за литр. И люди на следующий год отказались, хотя цена на два рубля и поднялась. Обидно, молоко, которое продают в магазине, с консервантами стоит почти 50 рублей, а свое, натуральное, люди отдают за бесценок.
Сказать, что у нас всё хорошо, нельзя. Но мы пока живем, и надеюсь, что развитие все-таки пойдет. Ведь на юге области уже виден подъем сельского хозяйства. Возможно, скоро очередь дойдет и до нашего северного района.
Марина ТИШКОВА.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...