На контрастах

Выступления на сессии Зейского районного Совета народных депутатов главного врача Зейской больницы Игоря Хомитова и министра здравоохранения Амурской области Андрея Субботина вызвали ряд обращений граждан в редакцию "ЗВ".
В отрыве от реальности
Леонид КОЖЕВНИКОВ, депутат Зейского районного Совета, пишет:
"За последние полгода депутаты Зейского районного Совета неоднократно выносили на обсуждение вопросы, связанные с состоянием здравоохранения в поселениях. Сельчане неоднократно обращались в органы власти, коллективные письма о катастрофическом состоянии медицинских учреждений направлялись и в адрес правительства Амурской области.
По инициативе депутатов 7 декабря на сессию районного Совета был приглашен министр здравоохранения Амурской области Андрей Субботин. Присутствовавшие ожидали услышать конструктивный разговор. Однако с первых слов министра, впрочем, как и главного врача Зейской больницы Игоря Хомитова, наступило разочарование. Выступление обоих было построено по формуле "как было плохо в прошлом, и как будет хорошо". Нам рассказали о радужном будущем: покупке нового оборудования, открытии первично-сосудистого отделения, повышении заработной платы медперсоналу, приезде новых специалистов и так далее. Основной аргумент – утверждение о практически отсутствующих долгах больницы.
Но сложилось впечатление, что мы общаемся с людьми, оторванными от реальной жизни Зейского района. Чем можно объяснить действия Игоря Хомитова, который, не побывав в Октябрьском, закрыл больницу? Не оценил соответствие санитарным нормам здания, приспосабливаемого под больницу. А ведь помещение находится в аварийном состоянии, в нем отсутствуют водоснабжение и канализация.
Чем объяснить приезд главврача в Верхненезейск ночью и принятие решения – три четверти больницы отсечь от теплоснабжения. Даже неспециалисту понятно: при отсутствии теплового режима здание разрушится.
Чем объяснить, что в этих случаях игнорировались органы местного самоуправления? С главами Октябрьского и Верхнезейского сельсоветов Хомитов не встречался.
Ни на один вопрос нет ответа ни от самого главврача, ни от министра.
Как будет оказываться медицинская помощь населению Зейского района? В условиях, когда в большинстве северных поселков практически отсутствует транспортное сообщение. Реально, чтобы получить лечение или хотя бы поставить диагноз, нужно потратить неделю, при этом не факт, что попадешь на прием к врачу, пройдешь рентген или сдашь анализы в лаборатории. А где в это время больному жить и сколько нужно заплатить за лечение? А как оставленная в поселении семья, если больная – одинокая мать? Как быть, например, жителям Октябрьского, где 420 пенсионеров, 79 инвалидов и 193 ребенка. Не только у врачей, но и у населения возникает тревога за свое будущее. Многие по этой причине покидают г. Зею и Зейский район.
Вопросов много. Почему уезжают врачи? Почему ремонт выполняется силами медперсонала, а недовольных предупреждают об увольнении? Почему медсестры занимаются содержанием территории, убирают снег?
Есть поговорка: "Человек славен не словами, а делами". Рекомендую Игорю Хомитову и Андрею Субботину изучить опыт Бориса Смирнова, чье имя носит Зейская больница. Это был человек долга, о нем будут помнить всегда. А какие воспоминания оставят после себя кризисные менеджеры в медицине?"
Ищите... мужчину
Ольга ПАРЫГИНА начала рассказ с того, что на станции "Скорой помощи" уже который раз меняют номера телефонов, на 03 она вообще дозвониться не может. Пожилым людям, а Ольге Гурьяновне вот-вот исполнится 86 лет, это доставляет проблемы.
– Не понимаю, что творится в нашей больнице, – вздыхает женщина, – у мужа случился инсульт. Срочно нужно было везти в больницу. Узнав номер у знакомых, дозвонилась в "Скорую" с третьей попытки. А там говорят, чтобы дедушку донести до машины, нужны мужчины. Кое-как объяснила, что в нашей семье, кроме моего Ивана Аверьяновича, мужчин нет. Бегать по соседям не могу, у меня сильнейший остеопороз, еле передвигаюсь. Внучка далеко живет, да и не под силу нам вдвоем будет. В общем, медицинская помощь подоспела. Правда отправили своих мужчин, нашли-таки, а то ведь, говорят, весь персонал посокращали, теперь если что, то хоть сам до машины ползи.
На этом история не закончилась. Через несколько дней из больницы поступил звонок внучке Парыгиных – Вике.
– Мне опять говорят – ищите, кто будет перемещать Ивана Аверьяновича в другое отделение, – рассказывает девушка, – оказывается, дедушке будут делать томографию, а для этого его нужно перевезти в соседнее здание. Я чуть не в слёзы: нет у нас мужчин. Сама я в это время занята. А мне объясняют, что медбратьев в больнице тоже нет, младший медперсонал сократили. Но при чём тут пациенты? А где каталки для лежачих больных, и почему раньше таких проблем не было? Может, слишком рьяно в больнице оптимизацию проводят? До чего мы так докатимся? О больных совсем не думают. Только и слышишь: сокращение расходов. Получается вместе с этим и сокращение нашей жизни.
Лекарства – за свой счет
И еще одна горожанка обратилась в "ЗВ". Она предъявила "рецепт" и чек из аптеки (фото на 1-й стр. – прим. ред.). В Зейской больнице ее попросили приобрести лекарство за свой счет. Муж женщины госпитализирован с инфарктом миокарда в терапевтическое отделение. "Препарат недорогой, мы, конечно, приобрели его, чего не сделаешь, когда родной человек болеет. Но опасаюсь, что предложение покупать лекарства самостоятельно будет не последним. Зачем заявлять, что в больнице пациенты обеспечены всем необходимым? Кого пытаются обмануть, больных и их родственников? Ведь мой случай не единственный. Я вот думаю: если мы, горожане, находимся в таком положении, что уж говорить о жителях сел", – сокрушается женщина.


Живем неплохо
Чтобы сравнить ситуацию, корреспондент "ЗВ" отправился в больницу села Овсянки.
"У нас есть все необходимое, – говорит заведующая Овсянковским филиалом Зейской больницы Валентина ГОМАЗ, – работают два терапевта, педиатр, хирург, акушер-гинеколог, лаборант. Имеются кабинет УЗИ и физиокабинет. В настоящее время нет стоматолога, но имеется полностью оснащенный кабинет. В Зею овсянковцы ездят только к узким специалистам и на обследования".
В поликлинике пациентов принимала терапевт Лидия Карелина, которую Валентина Валерьевна охарактеризовала как молодого, но грамотного и заинтересованного в работе специалиста:
"Пациенты к ней тянутся. Она и в стационаре дежурит, и в экстренных случаях выручает. В Овсянке два терапевтических участка, а протяженность села семь километров. Но пока круглосуточно может работать только один доктор Андрей Сизоненко. Да и Лидия Сергеевна должна жить в селе, а не приезжать на работу из города, где она снимает квартиру. Ведь с обеспечением врачей квартирами у нас серьезные проблемы. Депутаты районного Совета, к которым мы неоднократно обращались, не помогают нам решить этот вопрос. Врачу, работающему в больнице с утра и до позднего вечера, необходима благоустроенная квартира. А тот домишко, который предоставили Лидии Карелиной, для жилья был малопригоден. Но девушке недвусмысленно дали понять, что ничего другого ей ждать не стоит".
Хотя, как говорят, в селе известен случай, когда муниципальная квартира была приватизирована, а потом выставлена на продажу.
Со второго этажа, где расположены детская и взрослая поликлиники, спускаемся на первый – в стационар. Две пациентки из одной палаты поделились, как проходит лечение в больнице. Женщины каждые полгода, а то и чаще прибегают к медицинским услугам: у одной бронхиальная астма, у другой – гипертония.



"Нам без стационара и "Скорой" никак нельзя, в городе и своих больных хватает, – говорят пожилые женщины, – здание больницы хорошее, теплое. Персонал отзывчивый, опытный, наши девчата – молодцы. Вот только кормят хуже, чем в городе, понятно, что от обеспечения все зависит. Постельное белье из дома приносим, лекарства для капельниц приходится покупать самим. И еще в течение недели в больнице не было воды".
Отсутствие воды заведующая филиалом объяснила поломанным насосом, заверив, что в настоящее время приобретен и установлен новый. А вот тот факт, что пациенты сами покупают лекарства, Валентина Гомаз отрицать не стала. Она пояснила, что обеспечение стационара лекарственными препаратами зависит от закупок Зейской больницы.
Кроме обычных больных, в стационаре Овсянковского филиала есть пациенты социальной палаты. Сейчас их пятеро. По словам Валентины Валерьевны, в работе социального центра "Родник" и районной службы опеки над пожилыми людьми ощущается существенная разница.
"Подопечные "Родника" больше полутора месяцев в больнице не задерживаются, и вообще сотрудники центра принимают живое участие в их судьбе. Чего не скажешь о районе: так, две женщины из Алгача являются постояльцами больницы уже третий год", – заметила Валентина Гомаз.
"Требований теперь больше, но работать стало лучше, – считает заведующая филиалом. – Если возникают проблемы, пишем заявку, и в течение недели все решается. Игорь Хомитов – хороший кризисный менеджер, умеющий считать. Когда Зейская больница погасит кредиторку, все будет хорошо, мы в это верим и надеемся на лучшее".
А вот младший медицинский персонал больницы радужных надежд руководителя не разделяет.
Ставки сотрудников были сокращены еще около года назад, а с января ожидается новая волна оптимизации. Весь объем работы за смену в стационаре ляжет на одну санитарку, которая физически не будет все успевать. В поликлинике также остается одна ставка санитарки. Чтобы не сокращать людей, решено было разделить нагрузку на троих человек. Есть и такое, когда сотрудника на полставки переводят в уборщицы, а на полставки оставляют в санитарках. Медсестра стационара уже давно все делает "в одни руки": капельницы, уколы и уход за больными, ведь с 13 до 18 часов она остается в отделении без санитарки. В пищеблоке, нуждающемся в ремонте, два повара работали посменно, выполняя обязанности повара, кухонного рабочего и уборщицы одновременно. С января у каждой останется 0,5 ставки. Одним словом, оптимизация.
"Все сокращения обоснованы стандартами. Ничего, распределим обязанности, справимся. Такое положение не только у нас. Мы еще неплохо живем", – заключила Валентина Гомаз.
P.S. "ЗВ" продолжает следить за развитием событий в медицинских учреждениях Зейского района.
Виктория ЧЕРЕПАНОВА.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...