Россыпь проблем

Добычу россыпного золота в Зейском районе осуществляют предприятия различных форм собственности: общества с ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, золотодобывающие компании. Но только два предприятия сохранили такую форму деятельности, как артель старателей: "Восток-1" и "Александровская". Долгие годы две старейшие артели работают стабильно и входят в топ предприятий, добывающих наибольшее количество россыпного золота.
Не намыл в майке, не намоешь и в фуфайке
Артель старателей "Александровская" официально была зарегистрирована в 1992 году. Постепенно осваивались новые месторождения, совершенствовалась технология, закупалась новая техника, предприятие пополнялось квалифицированными кадрами.
– На сегодняшний день у нас три участка: Джуваскит, Сардангро и Еловый, – рассказывает корреспонденту "ЗВ" председатель артели Анатолий Кулиашвили. – Два из них расположены достаточно далеко от города, добираться туда проблематично, особенно до Сардангро, ведь на пути к нему протекает капризная река Гилюй. Без вездехода на этот глинистый, илистый участок не пробиться. Наша работа начинается задолго до промывочного сезона. В феврале по зимнику завозим дизельное топливо, вагончики, продукты питания и все необходимое. Заблаговременная подготовка позволяет вовремя открыть сезон. У нас ведь как – не успел подготовиться – не добудешь того количества драгметалла, которое планировал. Как говорила моя бабушка, Елизавета Григорьевна: "Не намыл золото в майке, не намоешь и в фуфайке". И мы всегда помним эту старательскую поговорку.
По словам Анатолия Александровича, золото дается с трудом. В этом году на полигонах приходилось проводить взрывные работы, но без этого "хорошее золото не взять". Из пяти работающих промприборов один простоял три месяца, потому что участок затопило. С этой проблемой справились, но дополнительные затраты были неизбежны.
– С целью расширения сырьевой базы участвуем в аукционах на право пользования участками недр, есть свой буровой отряд, – продолжает Анатолий Александрович, – время диктует держать руку на пульсе событий. Кроме расширения сырьевой базы, планируем обновить технику. Кстати, за последние годы материально-техническая база артели заметно пополнилась. И если ранее использовали в основном китайскую технику, то сейчас работаем на отечественной. Например, в этом году приобрели два бульдозера, автомобили и другую технику.
Условия труда у 60 старателей нормальные, на участках есть все необходимое: столовая, баня, телевидение, спутниковая связь. А что касается мотивации, считаю, в наше время решающую роль играют взаимоотношения в коллективе и хорошая заработная плата. Не побоюсь сказать, что в "Александровской" она, пожалуй, самая высокая среди золотодобывающих предприятий района.

В этом году нас порадовало месторождение Сардангро, на отдельных блоках золота было намыто почти по четыре килограмма на человека. На мой взгляд, общее положение предприятия характеризует количество добытого золота из расчета на сотрудника. Но, к сожалению, в старательской жизни не всегда присутствует такой фарт, соседние блоки уже не дали такого количества драгметалла. С 2010 года на предприятии внедрена новая транспортная схема вывозки песков, это дает ощутимые результаты. В последние годы наша артель добывает 180–220 кг за сезон. А ведь были времена, когда намывали по 300–500 килограммов.
В золотодобыче много проблем. Главная, конечно, – сырьевая база. Необходимо что-то менять в системе аукционов на право пользования недрами, установить какой-то предел, ведь порой цена за месторождение достигает такой суммы, что оно того не стоит. К сожалению, на аукционах появились компании, за которыми стоят китайские деньги и русские продажные души. А по всей тайге "черные старатели" незаконно добывают золото без лицензии, не платя налоги. В то время как наша артель только в прошлом году уплатила налогов более 50 миллионов рублей. Они и мы – в неравных условиях.
Каждый день, как последний
Артель "Восток-1" ведет добычу на самом севере Зейского района. Все три участка предприятия: Майский, Александровский и Гаргань – расположены в труднодоступной местности в Сугджарском золотоносном узле. Там трудится 140 старателей, преимущественно жителей Зейского района, обеспеченные всем необходимым. Работают четыре промприбора, задействованы около 30 бульдозеров и другая техника.
За промывочный сезон 2016 года планируется добыть порядка 200 кг золота – традиционный результат для артели. До закрытия сезона осталось совсем немного.
– У нас каждый день, как последний, – делится проблемами председатель артели Роман Ломакин, – золото в Зейском районе традиционно добывалось из россыпных месторождений. Интенсивная их эксплуатация в течение долгих лет привела к быстрому и невосполнимому истощению сырьевой базы. Добыча россыпного золота в районе ощутимо сокращается, и эта тенденция сохраняется на протяжении ряда лет.
Еще одной проблемой золотодобывающей отрасли является отсутствие разработанных и утвержденных кондиций для месторождений золота по Амурской области. Предприятия пользуются кондициями, утвержденными в 1992 году. Новых россыпных месторождений золота в районе нет, и даже создаваемые вновь предприятия вынуждены вести работу в тех местах, где уже ранее добывали золото другие. Перспектива прироста запасов по месторождениям россыпного золота очень низкая, практически все водотоки, представляющие в этом плане интерес, отработаны по несколько раз.



– Мы работаем там, где когда-то в 70-80-е годы не отработали борта, – продолжает Роман Владимирович, – перерабатываем перемытые ранее пески до извлечения золота, увеличивая объемы промывки за счет использования новой техники.
Сплошные противоречия
Разработка техногенных месторождений россыпного золота позволила бы расширить минерально-сырьевую базу и продлить срок жизни горнодобывающих предприятий. Но слишком много преград на пути желающих вложить деньги и силы в это дело.
– Многие проблемы горняков, занимающихся разработкой россыпных месторождений золота, начинаются с того, что основной закон, по которому мы работаем (закон "О недрах"), написан для крупных рудных или нефтяных месторождений и не отражает все многообразие и специфику местных условий нашей огромной страны, – поясняет Роман Ломакин. – Статья 29 закона гласит: "Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов". А если запасы уже отработаны? Все равно, по логике документа, необходимо затратить время и денежные средства на проект и проведение геологоразведочных работ, на составление и согласование технических проектов отработки месторождения во многих инстанциях с проведением многочисленных экспертиз и отчетов. И все эти затраты лягут на себестоимость металла, который, возможно, будет добыт и без того с очень низкой рентабельностью. При всем этом до получения предприятием золота с месторождения может пройти полтора-два года.
Еще более нелепая ситуация возникает с техногенными месторождениями, которые находятся в границах горного отвода, на котором предприятие ведет добычу согласно лицензии на право пользования недрами. С одной стороны, статья 22 закона "О недрах" гласит, что пользователь недр имеет право проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией. Следовательно, можно вести разработку техногенного месторождения в границах, обозначенных в лицензии методом валового опробования без всяких согласований и реализовывать полученный при этом металл. С другой стороны, невозможно вести какие-либо горные работы без согласованного технического проекта разработки месторождения или проекта геологоразведочных работ.
Необходимо устранить противоречия в законодательстве: разрешить отработку техногенных месторождений без дополнительных согласований и разрешений на условиях предпринимательского риска. А налог на добычу полезного ископаемого, полученного от разработки техногенных месторождений, начислять по нулевой ставке, а не в размере 6 % от стоимости добытого золота.
Пока же в основе всех нормативных актов лежат принципы освоения крупных месторождений, и нет в них места техногенным месторождениям. Не существуют они для закона, а значит, и для многих чиновников, решающих на его основе наши проблемы.

Невостребованные решения
И это далеко не все проблемы в золотодобыче. Особой критики, по словам Романа Ломакина, заслуживает система проведения аукционов на право пользования участками недр.
– Заявки на лицензию часто подаются от претендентов, у которых ничего нет: ни техники, ни людей, – рассказывает Роман Владимирович, – упорно добиваясь участия в аукционах, они находят лазейки. Ведь не берется в расчет ни репутация фирмы, ни наличие опыта отраслевых работ. Достаточно предоставить договор аренды техники и быть допущенным к торгам. Я давно предлагаю узаконить правило – на аукционы допускать только собственников основных средств производства. Компании из Китая также получили возможность участвовать в аукционах на общих основаниях.
Незаконная добыча разрослась до немыслимых масштабов. Жажда быстрого обогащения толкает на нарушения закона. Наносятся убытки государству и вред природе. Все чаще в СМИ всплывают факты задержания граждан с несколькими килограммами золота, которое они якобы нашли в лесу.
– За последние десять лет я не припомню, чтобы кого-нибудь из них посадили. Нарушители отделываются административными штрафами и двумя-тремя годами условно. Почему бы не ужесточить наказание, вернув в Уголовный кодекс статью о незаконном обороте драгметаллов?
Сейчас много говорится о вольной добыче так называемых старателей, которые будут сдавать добытое золото государству. Но я считаю, что в сегодняшних условиях говорить об этом преждевременно. В настоящее время вольная добыча поможет легализоваться "черным старателям", которые оформят ИП на своих родственников, получив право добывать каждому по 10 кг золота в год.
Сначала надо навести порядок в добыче россыпного золота, которая уже ведется. Как видно, для большинства проблем есть решения, которые, к сожалению, не всегда востребованы. Хотя, может быть, ситуация начнет исправляться. Это можно сделать при желании. А пока у нас только видимость борьбы.
Виктория ЧЕРЕПАНОВА.
Фото из архива золотодобывающих предприятий.
Справка "ЗВ"
В Зейском районе в 2015 году на конец промывочного сезона было добыто 5 141 килограмм золота: россыпного – 1 585,5 килограмма, рудного – 3 555,5 килограмма. На 1 октября нынешнего года, по данным министерства природных ресурсов Амурской области, на золоторудных и россыпных месторождениях добыли 5 103 килограмма драгоценного металла: россыпного – 1 828 килограммов, рудного – 3 275 килограммов. Окончательные результаты этого сезона будут получены после завершения года и сдачи добытого драгметалла на аффинажные заводы.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...