Кун-Маньё

Проект по освоению месторождения медно-никелевых руд «Кун-Манье» стал одним из нескольких соглашений, которые правительство Приамурья подписало в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ), прошедшего во Владивостоке в начале сентября, сообщает пресс-служба правительства Амурской области. На границе двух регионов планируют построить горно-обогатительный комбинат, который объединит медно-никелевое месторождение Кун-Маньё и Малмыжское золото-медное месторождение Хабаровского края.
Белое молоко
Месторождение Кун-Маньё расположено на границе Зейского района Амурской области и Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края. Корреспондент “ЗВ” перед наступлением холодов побывал на месторождении, оценив обстановку и масштаб работ.
В переводе с эвенкийского «кун-маньё» – белое молоко. Летом здесь плотная белая пелена тумана растекается по всей речной долине. Но нам повезло, тумана не было, первородная красота, открывающаяся из иллюминатора, заставляла задуматься о бренности жизни. Вертолет приземлился недалеко от рабочего поселка.
В мировой двадцатке
Закрытое акционерное общество (ЗАО) «Кун-Маньё» – российская дочерняя структура британской корпорации Amur Minerals Corporation. Генеральный директор ЗАО «Кун-Маньё» – Анатолий Вельма. Основная отрасль компании – поиск и разведка месторождений твердых полезных ископаемых и подземных вод.
Разведкой на месторождении Кун-Маньё компания занимается с 2004 года. Лицензия на поиск и оценку никеля и сопутствующих металлов (медь, кобальт, платина, золото) закончилась в 2014 году, и Amur Minerals ждала разрешение правительства на разработку месторождения, поскольку данная площадка выступает в качестве федерального участка (в руде указанного объекта содержатся золото, серебро, платина и ряд других компонентов). Но выдача документа затянулась, так как правительство смущала структура владения публичной компании, у которой нет контролирующего акционера. Распоряжение на добычную лицензию подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев весной прошлого года. За 23,6 миллиона рублей Amur Minerals получила лицензию на разработку месторождения Кун-Маньё (срок лицензии – до декабря 2034 года).
Впервые федеральное месторождение, в данном случае Кун-Маньё, передается иностранной компании. Такое развитие событий стало возможным после корректировки закона «О недрах».
Концепция проекта разработки медно-никелевых руд «Кун-Маньё» предусматривает ежегодную добычу шести миллионов тонн руды. Планируется, что на горно-обогатительном комбинате ее будут добывать открытым способом, перерабатывать с применением флотации (один из методов обогащения полезных ископаемых) и производить товарный никелево-медный концентрат в объеме 350 тысяч тонн в год. В первые три года после получения лицензии планируется проведение геологоразведочных работ и уточнение запасов. По предварительным данным, инвестиции корпорации будут превышать 0,5 миллиарда долларов.




Компания провела исследования четырех залежей месторождения: “Треугольник”, “Шляпа”, “Малый Курумкан” и “Соболевская”. По предварительным данным, суммарные ресурсы этого месторождения составляют 740,1 тысячи тонн никеля, 212,9 тысячи тонн меди. Кун-Маньё входит в двадцатку самых крупных никелевых месторождений в мире.
По словам председателя совета директоров Amur Minerals Роберта Шафера, компания планирует создать в Амурской области более тысячи рабочих мест за счет строительства дороги от Кун-Манье к Байкало-Амурской магистрали, а также строительства электростанций. Сроки реализации данных проектов не уточняются.
Рабочие будни
На месторождении трудятся люди из разных регионов страны: Хабаровского края, Белгородской области, Зеи и Зейского района. Геологи главным образом из Хабаровска, но одно время работал москвич. Именно он «выложил» кресты, на которые во время полета обратили внимание пилоты вертолета. Порядка 50 светлых трехметровых крестов видны со спутника, это даст возможность отследить направление и спроектировать дорогу на летний период.
Ведь попасть на месторождение можно двумя путями: либо по воздуху на вертолете, либо по зимнику в феврале. Зимняя дорога проходит через поселок Горный. Местами без впереди идущего бульдозера не проехать. Двигаясь от точки к точке, идет караван с грузом. На пути есть одно зимовье, но, как правило, ночевать приходится там, где застанет вечер, в машинах и вагончиках. Чтобы завезти весь груз к началу рабочего сезона, необходимо сделать семь-восемь рейсов. Один рейс занимает пять суток.
Поэтапно на участок заезжают водители, машинисты бульдозеров и вездеходов, подсобные рабочие, повара, фельдшер, вальщики леса, плотники, геологи, бурильщики. Также поэтапно выезжают в конце сезона, оставляя на зиму только сторожей. Геологи на месторождении трудятся с мая по октябрь. Буровые работы ведутся непрерывно в две смены на участке Малый Курумкан в семи километрах от Кун-Маньё.
К отдаленности от дома люди относятся нормально, так как для их проживания созданы комфортные условия. Рабочий поселок состоит из деревянных домиков, отапливаемых дровяными печами. В этом году для буровиков были закуплены евровагончики, в дальнейшем планируется постепенно увеличивать их количество.
Коллектив отличается дружелюбием, ссор не бывает, заверили меня. Зарплата, по словам работающих здесь специалистов, достойная, в городе столько не заработаешь, да и вообще с работой в городах туго.
Знакомство с Кун-Маньё было недолгим. Прощаясь, садимся в вертолет. В последний раз окидывая взглядом рабочий поселок, вспоминаю слова местных аборигенов, что зима сюда приходит намного раньше.
Виктория ЧЕРЕПАНОВА.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...