Сезон окончен, сезон начинается

(Окончание. Начало темы в “ЗВ” № 3 от 13 января).
История амурской золотодобычи насчитывает почти 150 лет. Именно Приамурье в свое время создало мировую славу Дальнему Востоку как крупнейшему золотоносному району.
Торги проходят не конструктивно
О насущных проблемах зейских золотодобытчиков, а по большому счёту о проблемах государственной значимости, корреспонденту "ЗВ" рассказал главный инженер артели старателей "Восток-1" Виктор ДНЕПРОВСКИЙ:
– Виктор Петрович, насколько остро стоит проблема золотодобывающих компаний в связи с участием в аукционах китайских предпринимателей?
– Достаточно остро, и она не единственная. Ещё одна беда связана с качеством геологоразведки. Не секрет, что все основные запасы полезных ископаемых были разведаны ещё в советские годы. Потом шла речь, в лучшем случае, о доразведке. В результате, покупая лицензию, мы, по сути, покупаем кота в мешке. Там даже запасы по категории С1 не всегда подтверждаются. А ведь за лицензии мы платим немалые деньги. Но нет никаких гарантий, что после этого мы сможем добывать золото в тех объёмах, на которые рассчитывали изначально.
У недропользоваталей нет возможности иметь лицензии "про запас". После того, как они приобретаются, месторождения нужно через короткое время начинать отрабатывать. Это требование закона. Увы, в последние годы свободных лицензий становится всё меньше. Соответственно, торги проводятся довольно редко. Но когда на продажу выставляются более или менее "насыщенные" лицензии, начинается ажиотаж. Цены на торгах поднимают, что называется, до потолка.
– Это частое явление на торгах? Ваша компания сталкивалась с китайскими конкурентами?
– Да, буквально недавно мы участвовали в аукционе, где присутствовали и китайские бизнесмены. Начальная стоимость лицензии на участок в итоге взлетела до нескольких десятков миллионов.
Китайские предприниматели, в отличие от нас, располагают громадными финансовыми ресурсами. Наши же недропользователи, особенно те, кто относится к категории среднего бизнеса, такой возможности лишены. У нас каждая копейка на счету, и мы снимаемся с аукциона. В результате китайцы могут покупать любые лицензии. Либо поднимать цены на торгах до заоблачных высот, лишь бы они не достались конкурентам. Причем нередко впоследствии китайцы не выкупают эти лицензии.
– Но ведь если не соблюдались определенные обязательства, залоговый платёж теряется?
– Да, и это довольно большая сумма. Но ситуация накалилась настолько, что все готовы терять деньги.
Законодательсьтво несовершенно. И особой критики, по словам Виктора Днепровского, заслуживает система проведения аукционов на право пользования участками недр.
– Заявки на лицензию часто подаются от претендентов, у которых ничего нет: ни техники, ни людей, но хорошо подготовлены все документы. И не берется в расчет ни репутация фирмы, ни наличие опыта отраслевых работ. Практика показывает, что примерно 50 % компаний, участвующих в аукционе – подставные.
Если какое-то легально зарегистрированное предприятие выходит на аукционы, никто не вправе ему помешать, нет оснований, тем более, если компания имеет российскую основу. Таким образом, компании с китайским капиталом имеют все права скупать лицензии.
Поэтому для начала наши законодатели должны осознать всю величину проблемы. И, по возможности, создать нормативную базу, которая будет препятствовать разбазариванию российских природных ресурсов и поддерживать местных производителей. А пока российские компании зачастую не могут конкурировать с китайскими бизнесменами, которые приходят с очень большими деньгами.
Критическая ситуация
– Артель "Восток-1" в течение 45 лет работает в Зейском районе, – продолжает Виктор Днепровский, – это означает, что, во-первых, большинство работников нашей организации – местные жители, а во-вторых, мы несём социальную нагрузку по поддержке населённых пунктов Зейского района (регулярная помощь школам, детским садам, больницам и другим бюджетным учреждениям).
Уверяю вас, для китайских золотодобытчиков социальные вопросы не играют никакой роли. Их интересуют только быстрая отдача и прибыль. Они не станут думать о поддержке наших посёлков, ведь это не их Родина. И заботиться о будущем зейской земли они не будут ни при каких обстоятельствах. Вот почему проблема, связанная с китайской экспансией, сейчас проявляется особенно остро. Ресурсы истощаются, но вместо того, чтобы развивать геологоразведку и приращивать запасы, государство позволяет обогащаться иностранцам.
– Законодательство в сфере недропользования хаотично, законы и подзаконные акты порой противоречат один другому. Преград в работе золотодобытчиков хватает.
– К сожалению, это так. Например, разработка техногенных месторождений россыпного золота позволила бы расширить минерально-сырьевую базу и продлить срок жизни горнодобывающим предприятиям. Но, как известно, чётких законов здесь нет. Определение техногенной россыпи до сих пор официально не дано, в связи с чем возникают сложные ситуации. Необходимо устранить противоречия в законодательстве: разрешить отработку техногенных месторождений без дополнительных согласований и разрешений на условиях предпринимательского риска. А налог на добычу полезного ископаемого (НДПИ), полученного при разработке техногенных месторождений, по логике, взиматься при повторной разработке россыпи не должен, поскольку уже был уплачен. Однако добиться этого практически невозможно. Посмотрим, что будет дальше.
Во вред
– Рассматривается пилотный проект возвращения вольного приноса. Одним из главных аргументов запуска проекта считают повышение уровня самозанятости людей и искоренение криминальной деятельности «чёрных старателей».
– По мнению большинства золотопромышленников, вольный принос, только навредит. В тайге и так полно и китайцев, и наших соотечественников, которые безо всяких лицензий, варварскими методами моют золото. А будет ещё больше, ведь вольный принос поможет легализоваться «черным старателям». Кто проконтролирует каждого вольного старателя? Мыть станут, не соблюдая никаких экологических требований.
А разговоры, что вольный принос даст прирост добычи золота, что люди получат работу и снимется социальная напряжённость в неблагополучных районах – самообман. Занятость населения повысится только на бумаге. У нас нет механизма сдачи металла, его хранения, контроля добычи. В связи с этим возникнет ещё одна серьёзная проблема – незаконный (проще говоря) криминальный, сбыт золота. И все эти вольные старатели будут заняты в криминальном бизнесе. Государство не получит ничего. В настоящее время говорить о вольном приносе добытого золота государству преждевременно.
Виктория ЧЕРЕПАНОВА.
Фото из архива золотодобывающих предприятий.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...