Современных выпускников экзамены уже не тяготят

На двери школы № 4 – объявление о том, что идёт экзамен, и посторонним вход запрещён. В то время как в других школах в июне работают пришкольные лагеря, это учебное заведение уже несколько лет является площадкой для итоговой аттестации выпускников города.
Здесь всё тихо и строго. На входе – многочисленные наблюдатели, организаторы, сотрудники полиции. В этом году на итоговой аттестации задействовано более 80 организаторов, 16 общественных наблюдателей. Всех, не имеющих отношения к экзаменам, из здания попросят удалиться. За полчаса до начала испытаний выпускники собираются в актовом зале, где получают последние напутствия "перед боем". Организаторы разводят группы по аудиториям, на пути к которым – сканирование на предмет обнаружения запрещённых вещей и фейс-контроль – сличение по паспорту. Проносить в аудиторию на экзамен, кроме гелевой ручки с чёрной пастой и паспорта, нельзя ничего, а сканируют учеников в поисках металлических предметов, в частности, телефонов.
"В прошлые годы бывало, что и телефоны пытались пронести, в этом году пока таких происшествий не было, – рассказывает организатор, учитель ОБЖ Александр Кузнецов. – Сканер реагирует на пряжки, мелочь в кармане, значок на груди. Тогда прошу прикрыть металлическую вещь ладонью и перепроверяю. Если "звенит" карман, приходится просить показать его содержимое. Так что пронести электронную шпаргалку на экзамен невозможно. Бумажной тоже не воспользоваться, поскольку в каждой аудитории установлены камеры наблюдения".
Вся обстановка в школе больше напоминает подготовку к какому-то секретному заданию, а не к школьным экзаменам. Но современных выпускников она, похоже, уже не тяготит: они воспитаны в этой системе. Педагоги говорят, что волнуются школьники после "последнего звонка". А как только начинаются экзамены, собираются и сдают, не отвлекаясь на все эти досмотры. Судя по позированию перед камерами фотоаппарата и шуткам вроде: "Можно мне пройти ещё раз – я не так улыбнулся?", наверное, так оно и есть.
Чтобы попасть в аудиторию, мне тоже приходится оставить сумку и телефон на входе. Перед дверью в кабинет – повторный фейс-контроль. Рассадка за партами – строго в соответствии с номерами, в шахматном порядке, чтобы каждый был как на ладони. Спешно делаю ещё несколько снимков и удаляюсь, чтобы не навредить ребятам: если "там, наверху" посчитают, что я своим присутствием нарушила процедуру, могут аннулировать все результаты.
Все аудитории подключены к системе видеоконтроля. Сотни наблюдателей в режиме реального времени внимательно смотрят за ходом экзамена как на федеральном уровне, так и в региональном центре обработки информации (РЦОИ), где в этом году создан специальный отдел. От "всевидящего ока" не утаится ни одна деталь.
"В ходе одного экзамена нам позвонили из РЦОИ и сообщили, что "в такой-то аудитории у выпускника в белой рубашке за второй партой что-то есть", – рассказала главный методист отдела образования Марина Малышева. – Проверили – ничего нет. Просмотрели видеозапись. Оказалось, что наблюдателям не понравилось, что выпускник просто на несколько секунд опускал руку в карман! Так что смотрят более чем внимательно. Поэтому мы не устаём повторять ребятам, чтобы не рисковали ни с какими шпаргалками. В случае их обнаружения ученик удаляется с экзамена без права пересдачи в текущем году".
Несмотря на то что выпускные экзамены для школьников в форме ЕГЭ существуют уже много лет, ежегодно в порядок их организации вводятся новшества. В этом году пункт проведения экзаменов в Зее стал считаться отдалённым и впервые контрольно-измерительные материалы, то есть, собственно, задания, доставили сюда не в бумажных конвертах машиной спецсвязи, а на компьютерных дисках, открыть которые можно с помощью идентификационного ключа. Открытие диска происходит ровно в 10 часов в день проведения экзамена под наблюдением камер. Затем организаторы в каждой из 12 аудиторий распечатывают материалы на специально поставленном центром оборудовании.
По окончании экзамена работы выпускников сканируются в штабе пункта и в электронном виде отправляются в РЦОИ. Эта процедура занимает более двух часов. Мешки с бумажными оригиналами запечатываются и позже также передаются в центр. Работа организаторов в штабе тоже отслеживается наблюдателями. Результаты экзаменов выпускники узнают в среднем через две недели. Если ученик уверен, что ему не так посчитали баллы, он может подать апелляцию. Тогда специальная комиссия ещё раз проверит его работу.
Причем в этом году введено ещё одно новшество – утверждены единые сроки рассмотрения апелляций и принятия решений по ним. К примеру, желающим перепроверить баллы по русскому языку новый результат придёт только 4 июля, по другим экзаменам – и того позже. Получается, пока выпускник будет ждать решения комиссии, уже начнётся первая волна подачи документов в вузы.
Если же без апелляции, последние результаты они узнают в конце июня. А дальше – отправка документов, ежедневное отслеживание на сайтах учебных учреждений списков своих будущих однокашников и волнение: "пройду – не пройду". В общем, нормальное начало новой жизни.
Лариса Федотова.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
 
 
 
 

Подробнее...