Разные школы – разные программы

В течение двух дней директора школ района работали в Зее на совете, который провела вступившая в должность начальника отдела образования Ольга Военкова. На совет съехались директора практически из всех поселений Зейского района, включая труднодоступные и отдалённые. Во время встречи коллеги постарались охватить если не все, то большинство проблем, стоящих сегодня перед руководителями сельских образовательных учреждений, – от организации безопасности образовательного пространства до уровня подготовки выпускников (по итогам аттестации) и содержания программ развития школ.
Есть ресурсы – есть многое
Последнему вопросу был посвящён практически весь второй день работы совета. Руководители представляли коллегам программы развития своих учреждений. Ольга Военкова подчеркнула, что программа развития – это не нечто отвлечённое, это та рабочая траектория, по которой школы будут двигаться в течение долгого времени, координируя в соответствии с ней все другие планы, программы и мероприятия. Как правило, разрабатываются такие программы на пять лет и обязательно с учётом особенностей конкретного учреждения. Взять из Интернета абстрактную программу и поменять в ней название в Зейском районе не получится: уж слишком специфичные некоторые проблемы только для нашей территории.
Именно поэтому защиту программ, к слову, большинство из которых директорам предстоит до конца месяца доработать, участники совета сопровождали характеристикой не только своих школ и контингента учеников, но и зачатую – характеристикой поселений. Понять без этого, почему выбран тот или иной путь, невозможно.
Школа в Верхнезейске является одним из двух районных ресурсных центров: благодаря полученному компьютерному оборудованию педагоги могут дистанционно обучать учеников из других северных поселений, которые разбросаны друг от друга на десятки и сотни километров. Об этом рассказала директор учреждения Марина Венглинская. И хотя соответствующая программа развития в этом году заканчивается, актуальность существования центра и польза для поселений-соседей по северному кусту, несомненно, остаются. Школа как центр обслуживает Хвойный, Бомнак, Огорон, Тунгалу, Дугду. Учителя из Верхнезейска могут проводить дистанционные уроки с детьми, находящимися на домашнем обучении, давать консультации для выпускников по индивидуальным программам при подготовке к экзаменам, организовывать онлайн-конференции и встречи. В посёлок съезжаются команды на традиционные олимпийские игры и другие спортивные и творческие встречи.
О развитии речь не идёт
Но если положение этой крупной школы, расположенной в посёлке с выходом к железной дороге, можно назвать благополучным (она укомплектована и кадрами, и техникой), то многим другим гораздо тяжелее. Практически все директора жаловались как на нехватку кадров, которые не заманишь в жильё, далёкое от цивилизации, так и на контингент учеников. Последних, говорят педагоги, год от года становится в сёлах всё меньше, так как работоспособное молодое население по возможности из деревень уезжает, те же, кто остаются, зачастую проблемные.
Именно поэтому в Горном, к примеру, программа развития связана с созданием адаптивной школы, доступной для детей, обучающихся по седьмому и восьмому видам, а также для детей-инвалидов. Для этого три учителя обучились работе с учениками с проблемами в здоровье. Завуч школы Ольга Климовская озвучила и проблему вывоза детей на экзамены в Верхнезейск: разъезд и железнодорожное полотно в рытвинах, работает техника, опасные участки огорожены верёвкой, посадка происходит ночью одновременно с вахтовиками. Порой, по словам педагога, зрелище для детей нелицеприятное. Всё это, по большому счёту, не соответствует требованиям для безопасной перевозки школьников. Ольга Военкова пояснила, что для решения проблемы уже отправлена заявка на открытие пункта для проведения экзаменов в самом Горном.
Особые эмоции у присутствовавших на совете вызвала презентация программы директора Хвойненской школы Светланы Булатовой. Население посёлка составляет 200 человек, кто мог уехать – уехал, молодёжь не возвращается. Положение, по словам Светланы Михайловны, тяжёлое: большой процент семей маргинальных, ученики воспитываются в малообеспеченных, неплатежёспособных, семьях, многие из них имеют отклонения в здоровье. Кадры в школу заманить нечем, остаётся воспитывать собственные – через переквалификацию уже имеющихся педагогов. Ни о каком развитии учреждения в таких условиях говорить не приходится, поэтому принятая предыдущая программа была задумана от незнания. Теперь на вещи стали смотреть реально, работая над программой выживания. Но направление всё же приняли – сделать из школы социокультурный центр села.
Остро стоит для Хвойного и проблема отсутствия детского сада. Вообще-то детских садов юридически сейчас нет ни в одном поселении, все они реорганизованы в "группы дошкольного образования", бывшие заведующие стали старшими воспитателями, а правит всем комплектом (вместе со школой) директор образовательного учреждения. Но в Хвойном нет и этого. Там по собственной инициативе дошколят собирает нештатный воспитатель в одном из классов, чтобы хоть как-то подготовить их к школе. Проблему решено обсудить дополнительно.
Неразумно упускать случай
В Бомнакской школе новую пятилетнюю программу решили посвятить развитию личности в поликультурной среде. Из 67 учеников 45 человек – эвенки. И хотя, как сказала директор Татьяна Дедышева, многие из них уже перемешаны (чистых эвенков осталось не много), сохранение традиций малого народа для школы и для села в целом актуально. В этом Бомнаку в определённом смысле легче: при составлении программ у них есть "фишка", которой нет ни в одном другом поселении района.
Ивановка после наводнения 2013 года тоже стала селом особенным. Люди массово покинули свои дома, бывшие огороды и поместья запущены. По словам исполняющего обязанности директора школы Андрея Сотника, окрестности порой выглядят как после бомбёжки. Чтобы "убить двух зайцев": воспитать любящее труд и умеющее трудиться ученическое поколение и облагородить лицо поселения – взяли направление разбить школьный сад. В прошлом году Ивановку постигло другое несчастье – сгорел клуб. Тогда новый объект было решено не возводить, а потеснить для клубных мероприятий учреждение образования. Школа и клуб сегодня соседствуют в одном здании. Грех, по мнению педагогов, такой случай упускать. Теперь они совместно разрабатывают новую программу развития – "Школа – социокультурный центр".
Лариса Федотова.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...