Сорока-белобока кашку варила...
Многие замечают парадокс: при многочисленных технологиях современный человек всё больше утрачивает навыки живого общения. Учителя в школах жалуются на скудный словарный запас и кругозор детей и подростков. В разговорах взрослых всё чаще звучат примитивные фразы-клише на манер героев американских фильмов, а свободное время семьи многие проводят, уткнувшись в различные гаджеты. Чтоб показать, насколько отчуждены люди от реального общения с родными, один из современных фотографов с помощью компьютерной программы убрал с фотографий изображения телефонов и планшетов.Результат впечатляет.
«Возникла критическая ситуация. Малыши позже начинают говорить, речевая активность многих детей на низком уровне, словарный запас не соответствует возрасту. Мы наблюдаем за тем, как развивается речь детей, как они играют, и приходится сделать вывод: с каждым годом ситуация ухудшается. Дети перестают общаться между собой с помощью речи, не вступают в диалог. Это сказывается на дальнейшем развитии, – поделилась с «ЗВ» воспитатель группы раннего возраста детского сада № 19, педагог с большим стажем работы Оксана Ивахненко. – Обусловлено это рядом негативных факторов, в том числе, недостаточным вниманием взрослых к речевому развитию ребёнка».
Чтобы ребёнок научился общаться, взрослые должны приложить старание. Причём не нужно ждать первого слова, чтобы начать развивать речь. С первых дней жизни малыш учится общаться – с помощью звуков, плача, лепета. Родителям очень важно отнестись к этому серьёзно. От культуры речи взрослых, от того, насколько эмоционально они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольников в усвоении родного языка. Неблагоприятно на психике детей сказывается эмоциональная холодность в семье. Когда ситуация эмоционально благоприятная, у ребёнка возникает желание активно участвовать в речевом общении. Большое значение имеет игра.
«Игр очень много, они могут быть и пальчиковые, и дидактические по развитию речи, и театрализованные, – рассказала педагог. – Но особое место среди всего многообразия занимают подвижные игры, которые хорошо сопровождать стишками, потешками, песенками. При умелом руководстве со стороны взрослых такие игры способны творить чудеса. Движения с речевым сопровождением воспитывают умение прислушиваться к словам, активизируют внимание. Малыши запоминают слова и затем начинают их подпевать. Едва начнёшь перебирать один пальчик малыша за другим, соединяя их и приговаривая: «Пальчик-мальчик...», они уже ждут момента, когда надо будет расставить пальчики и повертеть руками под слова: «песни пел». Особое внимание нужно уделять книгам. Малыши учатся «читать», рассматривая иллюстрации к потешкам, стихам. И сами взрослые должны давать детям образец грамотной, содержательной речи: говорить в умеренном темпе, чётко артикулируя звуки».
Лариса Федотова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...