Спорт по остаточному принципу обречен

В качестве тренера, старшего тренера по лыжным гонкам, директора детско-юношеской спортивной школы № 1 я проработал 20 лет, поэтому не понаслышке знаю потребности и проблемы лыжного спорта. Ушёл на пенсию. А перед началом прошлого учебного года решил вернуться к тренерской работе. Набрал я группу детей, и начали тренироваться. И вот тут воочию столкнулся с проблемами, которых раньше в этом виде спорта в Зее не существовало. Обо всём по порядку...
Чтобы выполнить программу и заинтересовать детей, надо заниматься не только лыжами: первые три года 60 процентов времени по программе должно отводиться на общую физическую подготовку, спортивные игры, и только 40 процентов – на теорию, лыжную и специальную подготовку.
Я стал посещать уроки физкультуры в школах, отбирая способных ребят в лыжную секцию. Но чем их можно заинтересовать в ДЮСШ №1? В ноябре 2012 года, кроме лыжного инвентаря и разбитого футбольного мяча, в школе ничего не было. Из-за отсутствия раздевалки переодевались и переобувались ребята в комнате для хранения лыж. После 30-40-минутной лыжной тренировки на морозе – занятие в спортзале. И надо быть настоящим затейником, чтобы проводить тренировку в голом, мрачном спортивном зале при температуре в помещении 6-8 градусов. Дети начали болеть, некоторые простывали по три раза за зиму.

В конце января нынешнего года написал о проблеме низкого температурного режима в спортзале в Роспотребнадзор и получил ответ, в котором сказано о том, что, по результатам проведённого обследования, температура воздуха в помещениях ДЮСШ № 1 не соответствует требованиям СанПиНа к учреждениям дополнительного образования детей. Ещё раньше по этому вопросу я обращался и к администрации школы, и в отдел образования, и к заместителю главы города по социальным вопросам Андрею Владимирову... Ответ один: денег нет. Неужели в городе нет 50-70 тысяч рублей на инвентарь для спортивной школы?
Хотя одним инвентарём проблему ДЮСШ № 1 не решить: школа располагается в арендуемом у воинской части помещении. Спортсмены там не хозяева, отсюда и проблемы. Городу нужно не приспособленное, а специальное помещение для детской лыжной школы – со спортивной площадкой, стадионом, раздевалками. Разработать проект можно было бы уже в этом году, а потом постепенно строить. Технология строительства быстровозводимых зданий позволила бы сделать это в короткие сроки, было бы желание.
Я проработал в школе три месяца, поднимал проблемы на разных уровнях, слышал обещания, но изменений, которые мне обещали, не дождался. Написал заявление и уволился в конце января, потому что было стыдно перед ребятами за те условия, в которых они занимаются. А ведь дети способные, из них могли вырасти чемпионы.
Сейчас в каждой возрастной группе – по одному-трём учащимся. Многие дети приходят, чтобы заняться лыжным спортом, но уходят разочарованные. В результате команда Зеи поехала на областную спартакиаду не в полном составе: не могли найти спортсменку 1995-1998 года рождения. Наша лучшая ученица проигрывает ровеснице из Якутии десять минут на дистанции десять километров. Это не вина детей, это вина условий, в которых они занимаются.
А ещё считаю, что тренеры должны работать одной командой: один преподаёт начальные навыки, другой их закрепляет, третий занимается с теми, кто идёт на результат, готовит участников спартакиад и соревнований. Тогда будет толк.
Проблема в том, что в руководстве отделом образования и спортивной школы нет специалистов со спортивным образованием. Там работают неплохие люди, но не специалисты.
При встрече с Владимировым я поднял вопрос развития лыжного спорта в городе в целом, представил и программу развития на пять лет. Предложил построить лыжную базу и лыжероллерную трассу, которая, как в других городах, была бы и “дорожкой здоровья” для пожилых людей. Я посчитал, что сейчас ежедневно ходьбой с палками и без палок на лыжной трассе занимаются 20-30 человек, поэтому начинание, уверен, будет востребовано. Лыжную трассу надо сделать освещённой для занятий в вечернее время. Можно было бы подготовить склон, поставить подъёмник для массового катания населения. Там же понадобится помещение для переодевания и проката, другие необходимые помещения. Андрей Николаевич выслушал меня, подтвердил, что предложение интересное, но добавил, что денег нет. На этот проект понадобится, по моим подсчётам, 10-15 миллионов рублей.
Видимо, пока в администрации города не будет создан спортивный комитет, нет объединений и тренеров по многим спартакиадным видам спорта, мы и дальше не поднимемся выше третьего-пятого мест.
Это не голословно, когда-то я успешно тренировал детей и знаю, о чём говорю. Сейчас в городе живут около 20 моих выпускников, из них 70 процентов имеют первый спортивный разряд по лыжным гонкам, половина – чемпионы и призёры области. Сегодня они не задействованы в спорте: есть три-пять человек, и хватит. А ведь из некоторых могли бы состояться неплохие тренеры, но кто согласится “пахать” семь дней в неделю на морозе за зарплату чуть более восьми тысяч рублей (столько получает молодой специалист)? Для молодых тренеров не предусмотрена материальная помощь, хотя закон позволяет её оказывать.
Правительство обещает, что к 2020 году число занимающихся спортом людей в России вырастет до 50 миллионов человек. Сейчас таких 32 миллиона. А мы, судя по всему, с таким отношением (по причине плохой работы с детьми и молодёжью) потеряем и то, что имеем. Так хочется, чтобы администрация города изменила своё отношение к спорту, а не финансировала его по остаточному принципу (как что-то второстепенное).
Виктор Ананьев,
бывший тренер по лыжным гонкам, пенсионер.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...