Зейский парень покорил Берингов пролив

Образ жизни
Выпускник отделения плавания (тренер Людмила Болотова) Детской юношеской спортивной школы № 2 г. Зеи Эдуард Ходаковский в прошлом году вошел в список рекордсменов Книги рекордов Гиннесса за участие в межконтинентальном заплыве в составе группы пловцов через Берингов пролив от Чукотки до Аляски.
Не впечатлило, но затянуло
Эдуард вспоминает, что на плавание его привел отец. «Я родился семимесячным, рос маленьким, щупленьким, были проблемы с легкими, – говорит парень, – папа решил, что мне поможет плавание. И он не ошибся. Пока я обучался в ДЮСШ, установил пять рекордов Амурской области по плаванию».
С пяти лет практически ежедневно, в любую погоду, Эдуард посещал бассейн. Два студенческих года в Хабаровске продолжал плавать, а потом был перерыв до окончания университета. Возобновил Эдуард свое занятие, когда его пригласили на работу в филиал Благовещенской Дальневосточной распределительной компании (ДРСК). Рассказывает: «Здесь коллега занимался холодным плаванием, среди энергетиков часто проводились соревнования. В сентябре 2009 года он пригласил поучаствовать. В то время были самые зачатки этого вида спорта, только недавно он признан официально (в декабре прошлого года зимнее плавание признано комиссией Минспорта России новым видом спорта. Теперь любители холодной воды смогут получать спортивные разряды, вплоть до мастера спорта России, – прим. ред.). Первые соревнования были на реке Зее в октябре. Я один раз проплыл и понял, что туда больше ни ногой: замерз, было некомфортно, совсем не впечатлило, а наоборот. Но на следующий год летом нас позвали на соревнования в г. Красноярск. Сказали, что вода будет еще теплая. И тем же летом я начал тренироваться в открытой воде по реке Зее».
Может, парень не осознал тогда, но это было начало. Ведь теперь и плавание в холодной воде, и зимнее плавание – это не экстрим, а, скорее, образ жизни и покорение новых вершин.
Сейчас он испытал себя при температуре воды от +2 до +18 градусов.
Эдуард рассказывает, что имеются определенные методики согревания, спортсменов курирует Амурский центр медицинской профилактики. Поэтому исключаются отрицательные стрессы от нахождения в холодной воде. «Когда заходишь в холодную воду, конечно, ощущаешь мышечный спазм, присутствует страх, происходит психологическое воздействие на весь организм, но мы с учетом нашей тренированности и методик это преодолеваем, – поясняет Эдуард Ходаковский, – а потом при плавании организм перестраивается на самосохранение, начинает работать по-другому. Конечности подмерзают, а внутренние органы защищает малый круг кровообращения, который активно включается в работу. Средний возраст любителей холодной воды – 50–60 лет. Молодежь обычно привлекают на дистанцию 25–50 метров, взрослые спортсмены выходят на более длинные дистанции. Есть одна особенность приверженцев этой экстремальной дисциплины: никогда не угадаешь, кому сколько лет, потому что все выглядят намного моложе. Может быть, это и привлекает некоторых, как эликсир молодости. Причем заняться плаванием в холодной воде можно в любом возрасте, к нам приходят очень взрослые люди. Загораются и уже не видят себя без этого вида спорта. С каждым годом и география, и число спортсменов увеличиваются. Раньше нас было 200-300 человек, сейчас всегда на соревнованиях больше тысячи участников».




В 2020 году из-за пандемии были отменены практически все соревнования. Пришлось прервать и тренировки. Зато прошлый год для Эдуарда был насыщенным и результативным. Он стал призером чемпионата России по зимнему плаванию, который в марте прошел в Петрозаводске на Онежском озере при температуре воды +2 градуса. В соревнованиях приняли участие около 400 пловцов из 50 регионов России от Калининграда до Дальнего Востока. Эдуард Ходаковский завоевал два серебра – в личном первенстве на дистанции 200 метров брассом и в эстафете 2 по 25 метров вольным стилем в составе команды Амурской области.
Результаты могли быть и лучше, но сказывались перерывы в тренировках и темная вода Онежского озера. «Она практически черная, видимость нулевая, – отмечает Эдуард, – из-за этого некоторые спортсмены теряли драгоценные секунды, скорость, не видели соперников, не могли рассчитать касание, сбивались со своих дорожек. Внизу были натянуты ядовито-зеленые направляющие тросы, но из-за цвета воды они казались темно-красными и были едва видны. Но это бесценный опыт, который помогает увидеть свои слабые стороны и учесть все ошибки в дальнейшем».
Практически весь год был богат на события. 5 мая Эдуард принял участие в спортивно-патриотической акции «Черноморский десант Победы» в Крыму. 36 спортсменов из России, Армении, Азербайджана и Белоруссии участвовали в эстафете, преодолев 221 километр вдоль черноморского побережья при температуре воды +14 градусов.
В июне в соревнованиях «Зейская миля» Эдуард Ходаковский занял первое место на дистанции полтора километра. А спустя несколько дней отправился во Владивосток на соревнования по плаванию в открытой воде «Русская верста». Температура воды была +18 градусов. Наш спортсмен занял третье место в своей группе.
Долгий путь
к книге рекордов
И главное: в первой половине прошлого года Эдуард Ходаковский получил уведомление, что он официально признан рекордсменом Книги рекордов Гиннесса за межконтинентальный заплыв через Берингов пролив в составе группы пловцов в 2013 году. Почти восемь лет дожидались герои этого документа. Рекорды России и Европы были признаны сразу, а в регистрации рекорда Гиннесса тогда отказали. Только в 2015 году было принято очередное обращение спортсменов о регистрации мирового рекорда, который признали спустя четыре с половиной года, но документы пловцы ждали еще полтора года.
Из официальных источников следует, что заплыв проходил с 5 по 11 августа. 66 пловцов-любителей и профессионалов холодового плавания из 17 стран, с пяти континентов, и 15 субъектов Российской Федерации в течение шести суток, преодолевая леденящие волны и пронизывающий ветер, взяли штурмом Берингов пролив. Протяженность маршрута составила 134 километра с учётом сноса северного и южного течений и постоянного северного ветра. Пограничный коридор между РФ и США посчастливилось преодолеть четверке спортсменов, в которую вошел Эдуард Ходаковский. Внезапно на третий день из-за мощного южного течения возникла опасность сноса участников эстафеты в Северный Ледовитый океан. Для его преодоления была создана ударная команда из 30 лучших спортсменов (куда включили и Эдуарда), плавающих кролем, которые на протяжении трех суток метр за метром сокращали 18-километровый коридор пролива между пловцами и берегом Аляски. По разным непредвиденным причинам планируемое время нахождения пловца в воде в течение 20 минут пришлось сократить до 10 минут.
«Температура воды варьировалась от 2 до 12 градусов – на Чукотке было холодно, ближе к Америке становилось теплей, – вспоминает Эдуард, которому в тот год исполнилось 25 лет, – сильные пловцы распределились так, чтобы преодолевать мощное течение, а те, кто послабее, плыли в более спокойной воде, пока мы отдыхали. Заплыв продолжался и днем, и ночью, за исключением приостановки из-за ухудшения погоды, шторма и густого тумана, когда ничего не было видно. В такой обстановке из-за высоких волн мы потеряли Александра Брылина, президента федерации «Аквайс-спорт». Его нашли, но эстафету приостановили до утра. На отдых нам отводилось около 7,5 часа, а если кто-то приболел, то поспать удавалось часов пять».
Материально-техническое обеспечение заплыва осуществлял Восточный военный округ. По поручению министра обороны РФ сопровождали спортсменов госпитальное судно Тихоокеанского флота «Иртыш», а также морской буксир и три лодки.
11 августа участники международного заплыва успешно финишировали на Аляске. В числе финишировавших – команда амурских спортсменов, в которой был зейский парень – Эдуард Ходаковский. По его словам, осознание того, что произошло, приходило, наверное, в течение пяти лет. «Ведь мы сперва что-то делаем и только потом это укладывается в голове, – анализирует он события восьмилетней давности, – кромешная тьма, неизвестно, где плывешь, шторма, ветра, а ты вдохновился идеей и плывешь. Там у всех была одна общая цель, и мы к ней шли. Да, это экстремальный вид спорта, но для нас экстрим был максимально безопасным, так как мы чувствовали, что в любой момент нам будет оказана помощь, поэтому риски были сведены к минимуму».
Для Эдуарда это был огромный опыт в его спортивной карьере, испытание сил, характера. И за это он благодарен, в том числе, своему отцу Михаилу Ходаковскому, и тренеру по плаванию Людмиле Болотовой.
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...