Главная веха Снежногорского

Когда-то на территории Зейского района работали несколько лесодобывающих и обрабатывающих предприятий, обеспечивающих древесиной и материалами не только район, но и всю Амурскую область. Одной из таких мощных организаций был Снежногорский леспромхоз. До сих пор сельчане дорожат памятью о производстве и людях, для которых их работа была одной из главных жизненных вех.
Работать плохо не умели
С началом строительства Зейской ГЭС Дамбукинский леспромхоз перенесли, а работников переселили из зоны затопления. Первые щитовые дома перевозили в Снежногорский из Филимошки и поселка Дамбуки. В те годы возглавлял Дамбукинский леспромхоз замечательный, редкой душевной красоты человек – Николай Сарнавский. При Николае Сергеевиче началось освоение лесных делян нового предприятия.
После организации Зейского лесоперевалочного комбината в поселке остался Снежногорский лесопункт, занимающийся заготовкой и сплавом леса, вывозкой древесины в Зею. Люди трудились дружно и хорошо, плохо просто не умели. Бригады выполняли и перевыполняли планы, лесопункт наращивал объемы заготовки леса. События тех лет хорошо помнят живущие в поселке ветераны: Владимир Размеров, Николай Мартоненко, Александр Анискин, Виктор Ладин, трудившиеся на заготовке леса под руководством бессменного мастера Александра Котенкова.
В 80-х годах на вывозку леса начали поступать японские автомобили "Komatsu-Nissan". Производительные, мощные, комфортные, созданные специально для работы в суровых условиях. Осваивали их, работая наряду с опытными водителями – Валерием Вяткиным, Юрием Сосниным, Авраамом Сенченко, и молодые ребята: Александр Сенченко и Александр Александриков.
После поступления опытных усовершенствованных моделей на лесопункт приехали представители японской фирмы "Nissan". Живя в поселке в течение полугода, они проводили исследования автомобилей в условиях работы на лесопункте. Больше всего японцев удивляло, как наши ребята могут работать в такой мороз без рукавиц. После завершения испытаний они подарили снежногорским водителям наборы ключей, каких в то время у нас еще не было, и это были самые дорогие подарки.
В 1985 году на базе лесопункта образован Снежногорский леспромхоз, возглавил его Павел Павлов. В это же время началось освоение делян и строительство новых мастерских точек в сторону Огорона в связи со сдачей в эксплуатацию дороги Зея – Огорон.
На мастерских точках Гуловский, Дёсс, Киряк были созданы все условия для работы и отдыха лесозаготовителей: построены тепляки (временное строительное сооружение размораживающего устройства для производства работ), общежития, столовые, бани. Регулярно доставлялись свежая корреспонденция, фильмы. А какие пирожки пекла повар Валентина Сендецкая.
Регулярно подводились итоги работы, отличившихся награждали и присваивали звание "Лучший вальщик". Владимир Карикаш, Николай Кетрарь, Владимир Проскуров, Евгений Галепо – лучшие вальщики тех времен. На погрузке леса трудился Василий Паршинцев. На складе много лет проработал трактористом на разгрузке леса Петр Боровский. Александр Одонец не один год был специалистом "скорой помощи" для лесозаготовительной техники. В аккумуляторном цеху ремонтно-механической мастерской (РММ) работал Николай Карелин, до сих пор снежногорцы обращаются к нему за помощью, и никому он в ней не отказывает.
А какой тяжелый труд был у женщин, работавших на приемке леса. И зимой, и летом, в любую погоду они уезжали рано утром на буферные склады, куда с делян вывозили лес. Успевая до работы и детей собрать в школу, и мужей отправить трудиться, и с хозяйством управиться. В то время они были молодыми задорными девчатами – Татьяна Анискина, Ирина Пильянова, Светлана Чибикова, Марина Сенченко, Лариса Размерова.




Несмотря на тяжёлый труд, ведь работа с лесом всегда была и есть одной из самых трудоёмких, рождались семейные династии, которые до сих пор живут в Снежногорском: Соснины, Сенченко, Анискины, Мироненко, Котенковы, Узловы, Чибиковы, Федоровы.
В поселке развивалось подсобное хозяйство: построены коровник, свинарник, закупили лошадей монгольской породы. Поля вокруг Снежногорского были засеяны овсом, выращивали картофель и другие корнеплоды. В поселковом магазине продавали молоко, мясо. На мастерские точки в столовую всегда поставлялась свежая продукция с подсобного хозяйства.
Трудовым местом на стабильно работающем предприятии дорожили. Люди жили в достатке, получали достойную зарплату, передовиков производства постоянно награждали премиями, путевками в дома отдыха и даже за границу. Молодежь имела возможность учиться в технукумах и институтах, повышая квалификацию.
В клубе ярко и весело проводились праздничные и торжественные мероприятия. Во время самодеятельных концертов и смотров-конкурсов клуб не вмещал всех желающих.
Жизнь продолжается
Казалось, предприятие настолько крепко стоит на ногах, что переживёт ещё не один десяток лет. Однако началась "перестройка", и все потихоньку стало рушиться: закрылся леспромхоз, затем лесопункт, не стало РММ, пилорамы.
В этом году Снежногорский отметил свое 50-летие. За эти полвека он успел родиться, расцвести и, можно сказать, сейчас доживает свои дни. Перспективы нет, а проблемы можно перечислять до бесконечности.
Но с закрытием производства не прекратилась жизнь поселка. Те, кто когда-то заготавливал и обрабатывал лес, трудился на бульдозерах и тракторах, обеспечивая бесперебойность производства, продолжают жить в родном Снежногорском. Украшают свои дома, занимаются рыбалкой, собирают грибы и ягоды, выращивают отличные цветы и овощи на своих подворьях.
Хочется, чтобы те, кто работает во властных структурах, помнили о людях, стоявших у истоков образования Снежногорского. Им много не надо: доброе слово, чуточку внимания и поддержки, ведь всю свою жизнь они трудились на благо Зейского района.
Антонина ЗАЙЧУК,
жительница поселка Снежногорского.
Фото из архива работников Снежногорского леспромхоза.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
 
 
 
 

Подробнее...